Все платья сугубо ручной работы. Их сделала сама Елена Алешкина из необыкновенно хрупкой крепированной бумаги. Зато этот материал оказался очень фактурным для фотосъемки.
Капризный материал
— Да, работать с креп–бумагой непросто, — отметила Елена Алешкина для «7 секретов». — Это невероятно капризный материал, который готов порваться от любого неосторожного движения. Вдобавок, как вскоре выяснилось, платья... красятся. Нашим моделям под жаркими софитами тут досталось по полной программе. (Смеется.) А несколько костюмов мне пришлось и вовсе заново создавать буквально с нуля. Причем перед самой фотосъемкой.
Дело в том, что уже сделанные работы я попросту забраковала. А все потому, что мне прислали лишь фотографии участниц. Но когда видишь модель в реале, то она зачастую предстает совсем в другом свете. Так что я оперативно исправляла образы, чтобы получился наилучший вариант. В итоге все остались довольны.
— Я слышал, что пандемия особенно сильно ударила по фотографам, поскольку вы снимаете в студиях. А как тут сохранить социальную дистанцию.
— Да, ковидные ограничения очень сильно помешали. На воплощение данного проекта в жизнь ушло целых полтора года. Всемирная пандемия вообще крайне негативно сказалась на моей работе. И проблема не только в социальной дистанции. Ведь в нашем деле главное — настрой. А какой тут настрой, если месяцами всем пришлось сидеть в четырех стенах. Боевой дух куда–то очень быстро улетучился. Причем вместе с идеями. А если нет творческого подъема, то нет и настроения.
После перерыва было крайне сложно вновь встать на привычные креативные рельсы. Тем не менее я рада, что наконец все получилось. Как мне кажется, удалось показать красоту наших замечательных рижских женщин. А это, как известно, уже настоящий бренд, о котором знают далеко за пределами Латвии.
Из математика — в фотографы
— Елена, как вы стали фотографом?
— Вы знаете, сначала я училась на математическом факультете Латвийского госуниверсита. А до этого окончила физмат 79–й рижской средней школы (ныне это Пушкинский лицей). Но меня всегда тянуло к чему–то творческому. Скажем, в университете это был КВН. Хотя время, казалось бы, не совсем подходящее для веселья. Я имею в виду суровые 90–е годы, когда люди элементарно выживали... Зато все было так интересно! Я довольно серьезно занималась разведением породистых кошек. Причем именно тогда и стала фотографировать своих любимцев. Сначала снимала только для себя.
Но потом мне стало тесно в любительских рамках. К тому же появилась серьезная техника. И в какой–то момент я отправилась на курсы фотографов. Попутно изучала фотодело самостоятельно. Посещала и профессиональные мастер–классы. Большое влияние на меня оказало знакомство с известным латвийским фотографом Илоной Пулкстене, лауреатом различных премий. Особенно оценила ее идею увидеть что–то необычное в самых привычных вещах. Стала «наблюдателем» с камерой. Кроме того, поняла, что мне больше нравится работать с людьми, а не снимать кошечек, натюрморты или пейзажи.
Долой скуку и депрессию!
— «Форма и цвет» — не первый ваш проект?
— Далеко не первый. На мой взгляд, быть фотографом очень интересно как раз потому, что эта сфера творческой деятельности дает возможность проявить себя с самых разных сторон. Надо не только уметь работать с техникой и светом, но и придумывать оригинальные идеи для очередного авторского проекта. Кроме того, нужно самостоятельно создавать образы, а также костюмы для моделей. Все это невероятно увлекает. О каждом из своих проектов («Бумажный век», “По ту сторону”, «Металлик», «Моя прекрасная Анна» и др.) я могу долго рассказывать.
Особенно это касается трудностей, с которыми обычно приходится сталкиваться. Так, если креп–бумага рвется и красится, то, скажем, металл, как выяснилось, не всегда можно скрепить так, как надо. Иногда необходима... сварка. Мне и в этом пришлось разбираться. Спасибо сварщикам–мужчинам — помогли! Иногда я настолько с головой погружаюсь в очередной проект, что не замечаю никого вокруг. Иду по улице, со мной здороваются, а я не отвечаю, потому что вся в своих идеях. Зато мозг всегда в тонусе. В моей жизни нет места ни скуке, ни депрессии!
— Как подбираете участников?
— В основном это непрофессиональные модели. Но мне как раз очень интересно показать самых обычных людей. Причем немного с другого ракурса. Они и сами потом удивляются. В один голос говорят: мол, мы и не думали, что можем быть такими. Впрочем, известные лица тоже побывали в моей студии. Так, в «Металлике» участвовали радиоведущая Илона Яхимович, телеведущая Ольга Пилиповец и многие другие. Каждый представлял собой какой–то образ. Скажем, Илона была Весной, Ольга – Шапокляк, а вот галерист Ирина Буряченко – бабочкой, фотограф Александр Малиновский — котом Базилио...
Металлические мочалочки для Илоны Яхимович
— Как рождаются образы?
— Порой буквально в последнюю минуту. Помню, я ходила по магазинам, в том числе строительным и хозяйственным, и тут мне на глаза попались металлические мочалочки для мытья посуды. Я была в полном восторге. Хотелось на радостях танцевать. Закупила целую кучу мочалочек и непосредственно перед съемкой сделала нужный прикид для Илоны Яхимович. В магазины вообще интересно заглядывать. Идешь вдоль рядов и прикидываешь, что можно использовать для очередного костюма. Конечно, продавцы и консультанты вежливо пытаются помочь. Спрашивают, что я ищу.
Я объясняю: мол, мне нужна труба, да такая, чтобы на голову налезла. Представляете, какое выражение у торговых работников! Впрочем, не менее удивительны и лица у моделей. Часто они просят заранее показать им костюмы. Но я им объясняю, что это в принципе невозможно. Все создается в самый последний момент. Зато как классно снимать участника проекта, который все никак не может прийти в себя от удивления, рассматривая свой необычный наряд. Но такая спонтанность придает съемкам особый шарм, — улыбнулась мастерица с камерой.
— Желаем творческих успехов!
Дмитрий МАРТ.