Ревизия ГК показала, что миллионы евро намеренно растрачены нецелевым образом. Речь даже не о заборе на границе, качество которого тоже ставилось под сомнение. Он хотя бы есть. Но вот чего нет, так это предусмотренной проектом на протяжении 77 километров вдоль границы дорожки из досок. На практике длина дощатой дорожки — 7 километров, десятая часть. Остальные 70 км — просто засыпали необработанной щепой, заявила 8 января на пресс-конференции Илзе Гринхофа, член совета Госконтроля.
«На разных участках пути там и лес, и река, и болото. В рамках проекта было выбрано конкретное решение. Провели закупки, претенденты рассчитали стоимость работ — почти 8 млн евро. В заболоченных местах дорожка должна находиться на понтонах. В итоге это решение вообще не использовалось, а большую часть пути засыпали щепой. Аргумент Погранохраны — мы так сэкономили! Однако для таких изменений нужен авторский надзор, экспертиза, разрешение стройуправы».
При этом, если срок нормальной дорожки 20 лет, то из щепы — всего пять, говорят в Госконтроле, ссылаясь на специалистов. Отклонение от проекта — инициатива строительного подрядчика, а ущерб для госбюджета — 3,5 млн евро.
Но это далеко не всё. Ширина пограничной полосы — 12 метров. Это 12 метров ровной почвы, без деревьев, кустов и пней. Её нужно разровнять. Планировалось это сделать на площади в 5 гектаров. Цена вопроса — 140 тысяч евро. Но разровняли 134 гектара — в 25 раз больше! И заплатили за это 3 млн 650 тысяч. Необоснованно, говорит Госконтроль.
Но и этого оказалось мало. Взялись рубить лес далеко за пределами пограничной 12-метровой полосы. Не соблюдая закон о лесе и прочие нормативные акты, без каких-либо разрешений и инвентаризации. Но, конечно, в чужом лесу ничего рубить нельзя. Поэтому в 2015 году специально для этих целей у частного лица купили еще более 10 гектаров леса — и вырубили подчистую. Рядом расположен похожий участок, принадлежащий государству — вырубили и его. А затем и бревна исчезли, отметила глава ГК Элита Круминя.
Наследили и на других границах. К примеру, на границе с Литвой оплачены работы по очистке от кустов и зарослей участков земли, которые находятся... под водой. Ещё один пример: в конкурсе на замену пограничных знаков победило самое дорогое предложение от некоей SIA Maŗtiņš. Могли купить знаки за 150 тысяч, а поставили за 420. За это, впрочем, отвечает не Погранохрана, а Госагентстве снабжения.
Глава МВД Сандис Гиргенс напомнил: в Погранохране начаты служебные проверки. В Госагентстве снабжения — тоже. «Оцениваем аргументы Госконтроля. Действия с нашей стороны — последуют», — обещает министр.
Нарушения, о которых говорит Госконтроль, происходили в 2015 году. Тогда МВД возглавлял Рихард Козловскис из «Единства». Связаться с ним журналистам LTV в среду 8 января не удалось. А вот в Погранохране заявили по телефону, что с многими выводами Госконтроля не согласны.
«В государственной кадастровой системе указано — что это пограничная полоса. Поэтому мы провели там работы на большей территории. В прошлом году мы инициировали поправки, что полосу в 12 метров необходимо расширить. На ней невозможно построить необходимую инфраструктуру. Что касается пропавших спиленных деревьев — исполнитель работ вывез их без нашего ведома», — сказал начальник пограничной службы Гунтис Пуятс.
По итогам ревизии Госконтроль разработал целый ряд рекомендаций. Чтобы в этом году, когда Погранохрана начнёт обустройство границы с Белоруссией, ситуация не повторилась.