Как распространить муниципальный опыт в государственном масштабе.
На прошлой неделе правительство и парламент признали, что скидки рижанам на проезд в столичном общественном транспорте противоречат латвийскому законодательству, а Рижская дума объявила о начале широкомасштабной кампании по борьбе с "легальными наркотиками"… О том, почему в Латвии центральные власти мешают работать муниципальным и как противостоять распространению наркотиков в случае, когда это не предусмотрено законодательством, рассказывают мэр Риги Нил УШАКОВ, а также депутаты Рижской думы Михаил КАМЕНЕЦКИЙ и Андрей КОЗЛОВ.
— Почему министрам и законодателям не понравилось, что рижане в столичном общественном транспорте будут иметь скидки? Как их решение повлияет на судьбу самой затеи?
Нил УШАКОВ: — Если говорить о заключении Министерства регионального развития, то вместо каких–либо реальных доводов и аргументов нам прислали безграмотную политическую лирику. Я знаю, что ни один из работающих в министерстве профессионалов с этим текстом не был согласен. Его готовила бывший кандидат на пост мэра Риги от Партии реформ Инга Антане, а подписывал лично министр Эдмундс Спруджс.
Специалисты оказались не готовы взять на себя ответственность за содержание документа, который является эталоном лицемерия. Ведь полгода назад Антане сама предлагала ввести в рижском общественном транспорте бесплатный проезд, как это сделано в Таллине. А проезд в таллинском общественном транспорте для представителей других самоуправлений стоит 1,6 евро…
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Прошло только полгода, а теперь, занимая должность советника Спруджса, она обвиняет нас в том, что, предлагая рижанам скидку в 50%, мы дискриминируем тех, кто вынужден платить больше. Кроме того, подготовленный Антане документ является юридически абсолютно безграмотным.
Не вдаваясь в нюансы наших дальнейших действий, скажем так: мы дождемся третьего чтения в Сейме поправок к Закону об услугах общественного транспорта — и только потом решим, как действовать в этой ситуации. Но я хочу напомнить, что в Латвии нет закона, запрещающего самоуправлениям предоставлять скидки или применять другие формы социальной поддержки по отношению к людям, живущим на территории данного самоуправления и платящим в его бюджет налоги.
Андрей КОЗЛОВ: — Так же как нет и закона, запрещающего приравнять стоимость проезда к себестоимости перевозки. Было бы логично (и подобная практика существуют во многих столицах мира), что разницу между себестоимостью перевозки и стоимостью билета оплачивало бы государство. В данной ситуации решение правительства представляется местью за проигранные в Риге муниципальные выборы. Но заключение Спруджса и решение Сейма коснутся не только Риги. Они ударят по Сигулде, где жителям муниципалитета уже несколько лет как предоставлен бесплатный проезд в городском общественном транспорте, ударят по Валмиере…
Нил УШАКОВ: — Было бы логично и правильно, если бы после обнародования нашей готовности покрыть часть трат рижан на проезд правительство предложило бы вариант, как покрыть часть проезда остальным пассажирам. Но у правительства иные цели. Оно не хочет, чтобы остальные платили меньше, их цель — любыми правдами и неправдами заставить рижан платить больше.
Поэтому спокойно оформляем Карту рижанина, потому что Рижская дума в любом случае найдет юридически корректный способ уже с 1 января предоставить жителям столицы проезд в общественном транспорте за 60 евроцентов…
— На прошлой неделе была отмечена новая активность в борьбе с "легальными наркотиками". Может, все же есть смысл поторопиться с соответствующим законодательством, а не тратить силы и время на борьбу с ветряными мельницами?
Нил УШАКОВ: — Разве мы имеем право ждать, когда проблема становится все актуальнее? Статистика показывает, что так называемые легальные синтетические наркотики пробовало более 10% молодежи. Эта цифра приблизительно одинаковая и для Риги, и для ЕС в целом.
В Латвии, по данным полиции, "легальные наркотики" вышли на третье место после марихуаны и амфетаминов. Это связано с доступностью этих наркотиков, в первую очередь по цене. Они стоят лат, и в Риге их сейчас можно купить на 52 "точках". Редкая торговая сеть может похвастаться подобной разветвленностью… Самое же плохое в них то, что они являются абсолютной химией, и потому последствия их употребления прогнозировать невозможно.
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Помочь нам согласилась женщина из Великобритании, сын которой погиб в возрасте 20 лет после употребления "легальных наркотиков". Он получил необратимую травму мозга, впал в кому, и матери не осталось другого выхода, как дать согласие, чтобы врачи отключили его от системы искусственного жизнеобеспечения.
Шокирующая фотография юноши, сделанная в больнице за два часа до его смерти, обошла мировой Интернет. Чтобы предостеречь других от подобной участи, мать разрешила использовать предсмертную фотографию сына в нашей информационной кампании.
— Расскажите подробнее об этой кампании.
Нил УШАКОВ: — Кампания складывается из нескольких составляющих. Первая — ее наглядная и информационная часть, которая в течение года будет проводиться на улицах, на телевидении, в школах. Она должна помочь подросткам осознать, что даже одна доза может лишить их жизни или сделать инвалидами.
Другая составляющая — это активная работа над законопроектом по ограничению распространения подобных химических веществ: вместе с медиками, химиками, представителями полиции и Генпрокуратуры.
И третье — вместе с родителями, муниципальной и государственной полицией мы будем патрулировать возле "точек" по распространению "легальных наркотиков". До принятия закона инструменты нашей борьбы ограниченны, потому мы должны использовать все доступные возможности. Я встречался с генеральным прокурором и с главой Службы госдоходов, они также обещали поддержку, чтобы в рамках существующего правового поля максимально мешать торговцам смертью.
Андрей КОЗЛОВ: — На прошлой неделе мы собрали представителей спортивных федераций — боксеров, дзюдоистов, каратистов, футболистов, баскетболистов, а также ветеранов–афганцев, отставных военных латвийских вооруженных сил, людей с активной жизненной позицией, поддерживающих здоровый образ жизни. И договорились о совместном патрулировании до тех пор, пока не будет принят ограничивающий закон. Надо сделать все возможное, чтобы нам не пришлось на следующих информационных плакатах использовать фотографии наших латвийских ребят…
— В субботу прошел съезд партии "Согласие", на котором вы, г–н Ушаков, были избраны ее председателем. Не станет ли политическая работа помехой для осуществления хозяйственной?
Нил УШАКОВ: — Политического пустословия и национальных глупостей не будет. Сегодня "Согласие" является крупнейшей партией в Латвии, насчитывающей почти 4 тысячи активных партийцев. По результатам последних выборов мы представлены в 45 самоуправлениях, в 24 входим в правящую коалицию. 4 мэра и 11 вице–мэров самоуправлений являются членами "Согласия", а в общей сложности мы находимся у власти в самоуправлениях, где живет примерно 57% населения Латвии.
Впереди очень тяжелый год, как для нас, так и для страны в целом, и главный вопрос — поменяется власть после следующих парламентских выборов или не поменяется.
Цель и задача "Согласия" — пойти на парламентские выборы с четким планом действий, как это было сделано на выборах в Рижскую думу.
В отличие от других партий, у нас нет необходимости раздавать обещания. За нас говорит наша работа, которую избиратель имеет возможность увидеть и оценить…