Речь шла о требованиях, а не об отношении, хотя и этот фактор важен, заявила Ванага. «Конечно, нас не радует, что все решилось в последнюю минуту. Свое отношение мы можем показать на выборах, ведь все прошедшие 4 года работы нынешнего правительства мы ходили к ним, говорили, убеждали».
Она напомнила о двух требованиях профсоюза — и в прошедшую пятницу они были удовлетворены. «Первое требование касается графика повышения зарплат – и мы этого достигли. Он будет! При обсуждении второго требования — сбалансирования рабочей нагрузки — мы пошли на компромисс. У одной части работников уже с 1 января 2023 года, у второй — начиная с 1 сентября. Мы дополнительно добились выделения 72 млн евро в бюджете с 1 января 2023 года, чтобы решить и проблему зарплат, и проблему ставок», — отметила она.
При этом Ванага подчеркнула, что угроза забастовки остается: «если хоть одно из требований не будет исполнено, мы начинаем без длительной подготовительной процедуры».
«Формально мы не могли начинать забастовку — согласно закону, если требования выполнены, если найдены компромиссы, нет права бастовать. Мы, профсоюз, не политики, мы соблюдаем закон. И только из-за отношения начинать забастовку? Мы переступили бы нормы закона. Это классика, так поступают везде — кто-то кому-то уступает. При этом касательно первого требования мы не уступили ни на шаг. Давайте думать о том, чего мы достигли», — призвала глава.
Сейчас работа организации заключается в наблюдении за продвижением поправок в новом, 14-м Сейме и направлении выделенных средств в «правильное русло». Это победа профсоюза, заявила Ванага, отметив, что о январской прибавке в несколько десятков миллионов изначально не шло речи, разговоры велись о сентябре 2023 года.
В свою очередь еще один гость программы, заведующая детским дошкольным учреждением Ирина Цауне отметила, что педагоги недовольны отменой забастовки.
«Мы должны были показать свое отношение. Понимаю, что это неудобно родителям, но нас бы увидели и услышали. Ведь речь идет не только о деньгах, но и об отношении к нам, педагогам со стороны государства. Мы посчитали, что с января для занятых полную ставку на бумаге выходит 1070 евро и, при отсутствии иждивенцев, на руки получается 766 евро. Если учесть инфляцию и новые счета, это немного. Сейчас получают 629 евро. Разница небольшая. Это два раза сходить в магазин».
Она разъяснила ситуацию на примере своей подчиненной, дошкольного педагога, которая может рассчитывать на 817 евро при наличии двух иждивенцов.
Многие работают и на 0,75 ставки, напомнила Цауне. Указала и на острый дефицит кадров: «На сегодняшний день у нас в саду не хватает 3 педагогов и я не уверена, что могу уговорить, например, студентов, остаться работать. У нас работали замечательные студенты, когда получили дипломы они уехали к родителям, потому что при нынешних зарплатах не в состоянии снимать в Риге жилье».