Охотиться на "мигрантов нехристианского вероисповедания" намерены и члены эстонского отделения финской группировки "Воины Одина". Руководит ею, как выяснилось, официально зарегистрированное в Эстонии некоммерческое объединение MTÜ Toeta Ukrainat. Заявленная цель этого НКО – "гуманитарная помощь украинским добровольческим батальонам".
Власти Эстонии, как известно, подобные проявления приветствуют – или как минимум не запрещают. Доживших до наших дней ветеранов фашистской дивизии Waffen-SS чествуют как национальных героев, называют борцами за свободу. Ну, как бандеровцев на Украине. Картина довольно странная. Бытует мнение, что Европа за время Второй мировой войны "получила прививку от нацизма". Хотя в западной части Старого Света есть партии националистического толка, но, по крайней мере, Гитлера в Германии открыто никто не прославляет. А вот в бывших республиках СССР, больше всего пострадавших от гитлеровцев, предателей и убийц делают национальными героями.
Нонсенс? Вовсе нет: в странах постсоветского пространства радикальный национализм стал одним из элементов так называемой десоветизации, отметил в интервью Дням.Ру директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
"Что касается Восточной Европы, постсоветских стран, Прибалтики, то героизация нацизма – того, 70-летней давности, – была одним из важных пунктов "десоветизации" Балтийских республик в постсоветские времена. Потом это постепенно затихло в связи с экономикой, когда они поняли, что без России они экономически не выживут. Понимали, что это несопоставимые вещи: героизация нацизма и сотрудничество с Россией. Они не то чтобы забыли про это, просто перестали педалировать. Тем не менее мы видим шествия ветеранов СС, это показывают во всех новостях, это государственный праздник. И ничего удивительного нет, что подобное тянется к подобному: появляется "Правый сектор". Это такие же фашисты – только те украинские, а эти – эстонские", – говорит Мартынов.
Утверждение, что в Западной Европе сегодня нацизма нет, тоже спорное. Он пока просто не всплыл на поверхность, продолжает Мартынов.
"От сегодняшнего европейского национализма до европейского нацизма – меньше одного шага. Если продолжать медицинские аналогии, то прививка не бывает вечной. Вирусы имеют свойство модифицироваться. Меняется мир, меняется все вокруг – и нужны новые прививки. Говорить о том, что Запад полностью привит и не подвержен этим ультраправым радикальным течениям и идеям, нельзя. Существуют целые организации и партии, просто они пока не мелькают в новостях", – считает политолог.
Правительства ведущих европейских стран уже должны были уловить первые сигналы. Поскольку власти не смогли адекватно отреагировать на наплыв беженцев и все эксцессы, с этим связанные (грабежи, изнасилования), то самые радикально настроенные члены группировок уже проявили себя в ответных действиях. Но главное в том, что все эти явления – части одного провокационного плана, подчеркивает Мартынов.
"Самая простая реакция на такие вызовы, как нынешний поток беженцев с Ближнего Востока, – реакция нацистская: бей чужих, сажай чужих, они мешают нам жить! Вообще я думаю, что эта ситуация с неконтролируемым потоком беженцев – людей другой культуры, по-другому выглядящих – это спланированная акция. Цель которой – подтолкнуть Европу к национализму, а через полшага – к нацизму", – говорит эксперт.
Опровергнуть эту точку зрения нелегко. Сразу приходит на ум та настойчивость, с которой уже много лет в странах бывшего Союза и Восточного блока, при поддержке неких западных фондов, переписывают историю Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом свели к вспомогательной, на первом плане – США и Европа. Дошло до того, что "Майн кампф" Гитлера переиздали. Москва, кстати, давно предупреждала об опасности таких игр с исторической памятью. И дело вовсе не в обиде за преуменьшение российских заслуг, как некоторые это пытаются представить. Дело в той реальной опасности, которую несет возрождение фашизма.