Сегодня Дмитрию Харатьяну исполняется 60, а ведь поклонники до сих пор вспоминают, как юным 16-летним школьником он обрел всесоюзную известность, сыграв в картине Владимира Меньшова «Розыгрыш». Позиции актера в кинематографе упрочила главная роль в фильме «Зеленый фургон». Тогда-то и появились его проблемы со злоупотреблением горячительными напитками: череда праздничных застолий затянулась.
Много раз Харатьян пытался завязать с алкоголем, но срывался и опять попадал в замкнутый круг. Первая супруга не сумела помочь Дмитрию Вадимовичу совладать с пагубной привычкой, не справилась с этой задачей и его мама. Только вторая жена Марина Майко заставила артиста покончить со спиртным навсегда. Как же актер начал новую жизнь?
КАРЬЕРА И СУДЬБА
После премьеры фильма «Розыгрыш» Дмитрий Харатьян проснулся знаменитым
Дмитрий Вадимович появился на свет в пригороде Ташкента, Алмалыке. Будучи инженерами по образованию, его близкие не имели отношения к миру искусства. Папа преподавал в техническом вузе, и уже через год после рождения сына ему выделили жилплощадь в Липецке, которую в итоге обменяли на комнату в коммуналке в Красногорске. Спустя несколько лет после переезда отец ушел из семьи.
Харатьяна было трудно назвать примерным учеником, зато он делал успехи в спорте. Мальчик мечтал профессионально заниматься хоккеем, но в сборную так и не вошел. Плоды принесло увлечение школьника музыкой: его вокальные данные оценили преподаватели, и уже в 13 он организовал собственный ансамбль самодеятельности.
В кино Дмитрий Харатьян попал случайно: хотел поддержать одноклассницу Галю и пошел с ней на пробы. В итоге в картине «Розыгрыш» подруге достался эпизод, а Диме — главная роль. После премьеры ленты юный актер проснулся знаменитым. Его героя Игоря Грушко цитировали, а песня из фильма «Когда уйдем со школьного двора» стала хитом. Но, хотя на кастинге артист вел себя уверенно и доказал Владимиру Меньшову, что может с блеском исполнить композицию, на записи в студии он растерялся, и пришлось приглашать другого вокалиста.
«Я расстроился жутко, потому что понял: не оправдал надежд режиссера. Он меня взял ради этого, а я опростоволосился и не подтвердил свой статус хорошо играющего и поющего молодого человека», — рассказывал Харатьян в программе «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова».
В тот момент популярность не вскружила актеру голову, поначалу он даже не планировал связывать судьбу с кинематографом, а намеревался стать врачом, как дядя. Однако для медицинского вуза знания и отметки абитуриента оказались посредственными. Тогда Харатьян попробовал поступить в «Щуку». К экзаменам он не подготовился, так что провал был неизбежен. Упорный юноша не опустил руки после неудачи и в итоге смог пройти конкурс в театральное училище имени Щепкина.
На первом курсе Дмитрий снялся в мелодраме «Фотографии на стене», а новый всплеск популярности настиг его с ролью Володи Патрикеева в «Зеленом фургоне». Картина стала знаковой для артиста, закрепив за ним амплуа романтического героя. Спустя много лет Харатьян вернулся к любимому персонажу: недавно на экраны вышел сериал о продолжении истории Патрикеева.
Для большинства зрителей самой яркой ролью актера стал Алеша Корсак из ленты Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!». Дмитрий Харатьян превратился в кумира миллиона девушек, а ведь мог и не попасть на съемки: изначально Корсака должен был сыграть Юрий Мороз, но в последний момент он отказался от работы.
«Родной брат моего деда учился в морском кадетском корпусе — той самой навигацкой школе, основанной Петром Первым, — выяснил позднее артист. — Из нее вышел и мой герой Алеша Корсак. Борис Петрович был расстрелян матросами на пристани Гельсингфорса за то, что отказался подписать резолюцию о признании генерала Корнилова мятежником. Борису Петровичу было 27. А я в 27 лет начал сниматься в «Гардемаринах». Так что гардемарин я — потомственный».
В фильмографию актера с годами добавилось немало ярких ролей: в «Сердцах трех», «Королеве Марго», сериале «Каменская». В 2000-х он все чаще играл обаятельных негодяев. Снявшись более чем в 100 проектах, артист и сейчас востребован в мире кино.
«ПО ВОЛЕ РОКА ТАК СЛУЧИЛОСЬ»
С первой супругой Мариной Буримовой Харатьян познакомился во время учебы в «Щепке». До брака влюбленные встречались год, но актер все равно впоследствии считал женитьбу поспешной и необдуманной. У пары родилась дочка Саша, однако и ради ребенка Дмитрий Вадимович не был готов оставаться с супругой, к которой утратил интерес.
«Это очень лукавая позиция: надо сохранять семью ради детей. А они будто ничего не понимают: в какой находятся атмосфере, ладят родители или нет. Как бы это хуже не отразилось на детях, чем честное признание: «Мы не можем быть вместе, давай расстанемся». Мы не были разобщены с дочерью, это были полноценные отношения», — подчеркивал актер в программе «Наедине со всеми».
Были и другие причины для разрыва: невестку неохотно принимала мама Харатьяна, а ведь в то время они жили вместе в однокомнатной квартире. Не улучшали ситуацию и назревшие у артиста проблемы с алкоголем.
После успеха «Зеленого фургона» нести бремя популярности оказалось трудно. Каждый поклонник норовил пригласить кумира выпить. Отказываться — неудобно, а контролировать себя становилось все тяжелее. От краха репутации тогда Дмитрия Вадимовича спасла армия, куда его призвали в 24 года.
«Служба меня привела в чувство. Я же пошел в армию популярным, всеми любимым. А для старшины все равно, кто ты. Там меня быстро излечили от звездности», — признавался актер.
Все шло неплохо: с нелюбимой женой Харатьян развелся, роль в фильме Дружининой — получил. А в 1989-м на съемках артист познакомился с победительницей конкурса красоты «Мисс Тирасполь» Мариной Майко.
Девушка не смотрела ни одного фильма с участием кинозвезды, а потому первое время не понимала, отчего вокруг него такой ажиотаж. «Я восприняла его как простого актера, без багажа популярности», — рассуждала Майко в документальном фильме ТВЦ «Десять женщин Дмитрия Харатьяна».
Легкое пренебрежение со стороны модели даже нравилось артисту. Но в загс с новой возлюбленной он не спешил: слишком пугали роковые совпадения. «Тоже Марина, актриса, с его первой женой у нас разница в дате рождения в несколько дней. Такая вот судьба», — отмечала первая супруга нашего героя.
Поначалу роман развивался легко и непринужденно. На свидания и подарки Харатьян тратил целые гонорары, лишь бы удивить избранницу. В то время он почти не употреблял спиртное, однако проблема не исчезла бесследно, а только затаилась, чтобы нанести неожиданный удар. Как же веселые кутежи перешли в запои?
В ПЛЕНУ У «ЗЕЛЕНОГО ЗМИЯ»
История о гардемаринах была так любима народом, что актеров фильма хотели видеть в каждом городе страны. В год у Дмитрия Вадимовича бывало 200-300 концертов. Бурная гастрольная жизнь изматывала артиста. «Это был первый период депрессии, в 33 года. Я лежал на диване, плевал в потолок, мне ничего не надо было», — делился Харатьян.
Казалось, самое интересное в творческой биографии осталось позади. Из-за кризиса в отечественном кино работы стало гораздо меньше, и артист даже задумался о смене профессии. Все чаще он прикладывался к бутылке: чтобы снять стресс, забыться, отрешиться от реальности.
Поначалу жена не понимала, что происходит. Избранник менялся на глазах, теперь она постоянно вытаскивала его из кабаков и приводила в чувство. Даже без штампа в паспорте Марина ощущала ответственность перед этим запутавшимся человеком, хотя однажды ее терпение лопнуло. После очередного запоя Харатьяна женщина собрала вещи и уехала к родителям, поставив жесткий ультиматум — или она, или бутылка. К счастью, актер смог сделать правильный выбор.
«Слава Богу, нам хватило мудрости и терпения. Мы сохранили нашу любовь, уважение друг к другу. Можно было плюнуть, сказать: «Эти трудности меня не волнуют». Но так нельзя, я преданный друг, надеюсь такой и остаться для Димы», — говорила Майко.
Харатьян закодировался, что спасло не только его любовь, но и жизнь: не раз актер рисковал здоровьем, садясь нетрезвым за руль, и даже попадал в серьезные аварии. После семи лет отношений Дмитрий Вадимович, наконец, женился на избраннице. Марина подарила ему сына Ивана.
Марина Майко стала ангелом-хранителем для мужа, но ради семьи отказалась от карьеры актрисы. Впрочем, свои амбиции супруга артиста все же реализовала. Вместе с Дмитрием она работает в детской «Школе гардемаринов» в Красногорске. У Марины за плечами — педагогическое образование и 12 лет занятий танцами, так что, объединив эти таланты, она вступила в должность завуча и хореографа.
Жизнь не волшебная сказка, а люди не меняются в одночасье. В 2002-м у Харатьяна случился срыв: вместо премьеры спектакля он попал в наркологическую клинику. После реабилитационного курса Дмитрий Вадимович уверял, что не употребляет ни капли спиртного. В его доме ничего крепче чая не водится: актер называет себя «непьющим алкоголиком», понимает, что зависимость может вернуться, и не хочет держать поблизости источник искушения.
Зато чего артист не боится, так это старости, ведь с годами он сумел победить свои слабости и не стесняется ошибок прошлого. А в настоящем — Дмитрий Харатьян остается прекрасным мужем, заботливым отцом и вечным гардемарином.