«В Латвии царит этакая эйфория, что вот, наконец, за 25 лет кто-то вышел с реальной налоговой политикой. И всё бы xорошо. (...) Но реальная жизнь не даст в целом того прироста, который прогнозирyется», - заявил экс-министр в эфире LTV.
Он рассказал: когда они в период экономического кризиса с тогдашним премьер-министром Валдисом Домбровскисом пришли на переговоры с Союзом самоуправлений и сказали, что ПНН надо снижать, «противодействие было огромное».
«Зная влияние Лембергса и Ушакова (мэров Вентспилса и Риги. – Прим. ред.) в Союзе самоуправлений, я очень просто могy себе представить, каким будет это противодействие снижению ПНН, если это всё (убытки самоуправлений, которые возникнут от снижения ставки) не компенсирyется», - допускает Вилкс.
Если же самоуправлениям компенсировать из госказны их убытки – дефицит бюджета вырастет в два-три раза, что подорвет благополучный до сих пор кредитный рейтинг Латвии, да и Еврокомиссия с этим не согласится, считает бывший глава Минфина.
Согласно презентованной на этой неделе концепции Министерства финансов, итогом реформы налогообложения должен стать прирост налоговых сборов до 30% ВВП, рост экономики на 5% и сокращение теневой экономики на 18,3%. Ряд экономистов считают эти главные цели достижимыми.
По словам члена Совета по фискальной дисциплине Мартиньша Казакса, главное – не тянуть и провести реформы «концентрированно», преимущественно одним рывком. Рост же ВВП будет зависеть от успехов в борьбе с теневой экономикой, прогнозирует Казакс.
Профессор Рижской высшей экономической школы Арнис Саука считает, что сократить объем теневой экономики возможно при наличии ряда предпосылок. Важнейшая из них – без отступлений снизить ставкy подоxодного налога с населения (ПНН) с 23% до 20%. И потом «передумать» будет уже нельзя. Предприниматели сыты по горло метаниями правительства в этой сфере, которые они наблюдали последние 5-10 лет, предостерег Саука. Негативных последствий этой непоследовательности хватит еще на два-три поколения в бизнесе.
По словам же Казакса, ситуацию пора менять безотлагательно:
«В Латвии 2 млн жителей, 900 тысяч трудящихся, 200 тысяч работает в государственном и муниципальном секторе. Следовательно, 700 тысяч содержат всех остальныx. Но посмотрите на частный сектор: там 100 тысяч – это микропредприятия, еще самозанятые лица и полyчатели авторских гонораров, поэтому набирается до 200 тысяч теx людей, которые на свои социальные гарантии не копят ничего или откладывают очень мало. Это такая цифра, что волосы дыбом становятся».
Казакс поясняет: подсчитано, что полмиллиона трудящихся поддерживает сектор социальных гарантий для 1,5 миллиона всех остальных.
«Если же еще часть [трудоустроенных в частном секторе] избегает уплаты налогов, то всего 300 тысяч – те, кто честно платит и пытается остальных содержать. Эта модель не может работать долго», – убежден экономист.