Так называется известный роман английского писателя Фрэнсиса Коттэма. Так можно назвать и один из рижских приютов для бомжей — социальный центр "Гайзиньш". Накануне Нового года "7 секретов" наведались в этот дом и пообщались с рижскими бездомными.
"С каждым годом в Риге бомжей становится все больше!" — печально вздыхая, сказала нашему еженедельнику представитель департамента благосостояния столичного самоуправления Лита БРИЦЕ.
В настоящий момент в Риге работают уже 7 приютов, которые ежегодно обслуживают более 4 тысяч лиц без определенного места жительства. И это только те, кто решил "легализоваться" в качестве "официального" бомжа. Однако среди бездомных немало тех, кто никогда не заглядывает в приюты. Главная причина тут в том, что в эти заведения не принимают клиентов в состоянии алкогольного опьянения.
— В честь Рождества и Нового года все посетители приютов получили подарки — конфеты, мандарины и прочие угощения, — отметила Лита Брице. — Кроме того, их пригласили на праздничный ужин. Хотя многие предпочитают отмечать праздники в своих огородных будках и прочих местах, где они обитают. Там можно спокойно выпить в своем привычном кругу. Кроме того, некоторые бездомные заводят собак, кошек и прочих животных. Поскольку в приюты с братьями меньшими не пускают, то их хозяева тоже обходят наши учреждения стороной. В целом в Риге число бомжей неуклонно растет.
Несмотря на то что у нас претворяются в жизнь различные социальные проекты, существенно число бездомных, увы, сократить так и не удается. Стоит заметить, что тут многое зависит и от самих людей. Часто бомжу хочется остаться там, где он оказался. То есть если он уже опустился, то поднять его крайне сложно. Эту армию пополняют и те, кто вернулся из–за границы. Ведь не каждому удается устроиться. В итоге человек оказывается и без работы, и без жилья. Многие потом спиваются с горя. Их подбирает на улице полиция и привозит на улицу Гайзиня, 7, в социальный центр "Гайзиньш", который сегодня выполняет роль городского вытрезвителя.
С матрацами на полу
"7 секретов" решили заглянуть в социальный центр "Гайзиньш", о котором упомянула Лита Брице. Он расположен рядом с Центральным рынком Риги. Раньше в этом мрачном здании с узкими зарешеченными окнами располагался печально известный центр содержания нелегальных иммигрантов МВД Латвии. А потом дом передали Латвийскому Красному Кресту. В качестве "экскурсовода" выступила лично руководитель центра Илона ЛУСТЕ. Первый этаж оказался самым "нетрезвым", поскольку тут находятся несколько совершенно пустых помещений с матрацами на полу. Именно сюда доставляют всех пьяных, которых подобрали на улицах.
За ночь привозят порой два десятка человек. Впрочем, некоторые сами приходят, чтобы проспаться. А в общей сложности здесь ночуют свыше 130 клиентов. Матрасы на полу лежат вовсе не от бедности, а чтобы лица, находящиеся в различной степени алкогольного опьянения, не свалились с кровати и ничего себе не повредили. Кстати, среди них немало и женщин. Каждый год "Гайзиньш" обслуживает более 2,5 тысячи человек, в том числе свыше 400 представительниц прекрасного пола.
Бомжи с прописками
Парадокс в том, что у половины бомжей, которые оказались в социальном центре Латвийского Красного Креста, имеется задекларированное место жительства. Однако все равно они ночуют здесь. Так, строителя Валдиса из дома выгнала жена Иева. А в качестве личного "телохранителя" она наняла приятеля бедолаги Гунтиса, который стал новым сожителем несчастной супруги. Конечно, можно сколько угодно стучать ногой в дверь квартиры, но легче от этого не станет. А в судах такие семейные дела рассматриваются годами.
— Хорошо, когда есть деньги, чтобы снять квартиру, а если их нет? Тогда путь один — на улицу. Одно время я жил у подруги своей бывшей супруги. Но она меня тоже выставила вон, потому что у меня не было денег даже на выпивку. Сейчас я собираю по мусорникам объедки, допиваю из бутылок, которые нахожу на помойках. Таких, как я, полно возле контейнеров, стоящих у торговых центров, куда выбрасывают просроченные продукты питания. Ну, а вечером здесь всегда дают поужинать! — поведал Валдис, который в свое время трудился на знаменитой "Радиотехнике".
На втором этаже центра кровати все–таки имелись. И не только кровати, но и другая мебель. В небольших комнатушках обитают "богатые" бомжи, которые платят в сутки по 3 евро. Однако тут царит суровое правило: здесь спиртное в рот брать нельзя. Иначе тебя попросту отправят на первый этаж отсыпаться на матрасе. Некоторые обитатели второго этажа работают. Кое–кто получает пенсию. В числе последних оказался Виктор Дьяченков, который согласился побеседовать с "7 секретами". Хотя многие другие отказались.
4 "квадрата" на человека
— Мне 62 года. Здесь я уже пятый год. Можно сказать, ветеран. У меня пенсия — более двухсот евро. 90 отдаю за свое место, остальную сумму расходую по своему усмотрению. На жизнь хватает. Конечно, в основном трачу на питание и сигареты. Тут очень удобно, поскольку под боком Центральный рынок. Кстати, некоторые там работают — грузчиками, уборщиками и пр. В моей комнате проживают четверо. Из расчета 4 кв. метра на человека.
— Чем занимаетесь целыми днями?
— Утром — примерно в полвосьмого — выхожу, чтобы ноги нагрузить. Свои 10 километров наматываю. Потом прихожу обратно. Готовлю обед. Времени свободного предостаточно. Я много читаю. Решаю кроссворды.
— Вы с таким пафосом рассказываете…
— Потому что я действительно рад, что живу в этом центре, а не сплю где–нибудь в подворотне. Знаете, многие отсюда уходили. Они надеялись снять жилье. К сожалению, часто их обманывали. Обычно схема такая: сначала хозяйка просит одну сумму, потом ее повышает. Якобы домоуправление подняло расценки на какие–то свои услуги. То есть жильца заманивают, а потом выкручивают ему руки. Один наш парень снял квартиру, но когда вечером пришел, в двери стоял уже другой замок. Здесь я уверен в своем будущем. Заплатил свои 90 евро и сплю спокойно. Свет, горячая вода, отопление и прочее меня не касается.
— Не работаете?
— Я свое уже отработал. До армии закончил курсы водителей ДОСААФ. В 66–м забрали служить на 3 года. Потом 30 лет крутил баранку. Мой сосед Юрка работает на базаре, он встает в 5 утра. Поел и в 6 часов уходит. После 16 приходит и отдыхает. У него еще нет пенсии. Другой сосед, Янка, тоже куда–то устроился. Ему за семьдесят. Еще один сосед — глубокий пенсионер. Ему уже около 80 лет.
— Вы вообще не пьете?
— Здесь — нет. Если заметят, то могут и попросить с вещами на выход. Но у меня всегда есть возможность зайти в какое–нибудь кафе. Но даже если и выпью, то тут весь вопрос в том, как себя вести. Потому что пьяному, как известно, море по колено. А у нас самое главное — дисциплина. Важно вести себя прилично!
— Если не секрет, как вы здесь оказались?
— В двух словах: после раздела квартиры остался без своего угла. Сначала пришел в мужской приют "Синий крест" на ул. Маскавас, 336. Там пробыл 8 месяцев. Потом мне рассказали о том, что можно снять уголок в Латвийском Красном Кресте.
— С родными поддерживаете отношения?
— Они знают, что я здесь и что со мной все нормально. Иной раз брат заглядывает. А порой и сам приезжаю к нему в гости. У меня ведь даже правнук имеется. Напишите, что у меня все хорошо. И поздравляю всех с Новым годом! Мы здесь тоже друг друга поздравляем с праздниками, — отметил Виктор.
Я огляделся. На видном месте в стакане, выполнявшем роль вазы, стояли два маленьких флажка с георгиевскими ленточками. На одном было написано: "С Днем Победы!", а на другом — "65 лет Победы". На подоконнике лежал мягкий мишка, а на столе я заметил зеркало, банку с сахаром, варенье, рулон туалетной бумаги и пр. В общем, все самое необходимое для существования.
8 января 2015. №01