“Жизнь в статусе негражданина – это сознательный выбор самого человека”, - в беседе с Гунтарсом Гуте, журналистом газеты «Diena», указала Инесе Шупуле, исследователь института философии и социологии при Латвийском университете.
"Что касается сферы интеграции, все сильнее ощущается, что многие до конца не понимают значения этого понятия. Как вы оцениваете достижения в сфере интеграции?
В демократическом обществе полной сплочённости вообще не существует: есть группы интересов, которые таковыми и следует воспринимать. Конечно, государственная политика и различные программы должны быть нацелены на прекрасное будущее, а именно: целостное, единое общество, разделяющее общие ценности. Но в демократическом обществе всегда будут противоположные группы, например, с одной стороны - веганы, с другой - ассоциации охотников, гомофобы против геев и лесбиянок, кроме того будут существовать различные этнические и социальные группы, в том числе в региональном разрезе, которые всегда будут условно враждовать.
Важно то, что диктует политическую повестку дня — о чем говорят политики, в том числе и до выборов — каковы их ключевые слова. Недоработки Латвии с точки зрения сплочённости общества - этот вопрос все время стоит на повестке дня в политике, и у нас заметно разделение по политическим партиям в большой мере по этническому принципу. У соседей эстонцев этот аспект менее выражен.
К сожалению, нам не хватает понимания того, что этнические вопросы - все же не те, на основе которых нужно строить политическую повестку дня.
Мы еще не осознали, что если кто-то громко крикнет, что нужно закрыть русские школы, никакой сплоченности общества достичь невозможно. Ее можно достичь целенаправленно, шаг за шагом проводя в жизнь определенные планы. То же самое можно видеть и на последнем примере со школами нацменьшинств - на мой взгляд, тот факт, что кто-то сказал, что с определенной даты больше не будет школ нацменьшинств, не способствует сплочению. Это не означает, что к такой цели не надо идти. Надо формулировать по-другому: что выпускные экзамены в средней школе будут на латышском языке. Тогда логичным образом процесс пойдет в том направлении, что родители будут выбирать школы, которые обеспечат обучение с тем, чтобы дети сдавали экзамены на латышском.
А начинать надо с детского сада, где за 20 лет ничего не было сделано. В 2013 году мы провели исследование о том, что происходит в детсадах нацменьшинств. Там почти ничего не меняется, хотя именно там следует начинать преподавать латышский язык. И снова - это нужно сделать с умом, а не на основе политической риторики, что все детсады надо перевести на латышский язык обучения. Категорически нет! От маленьких детей нельзя сразу требовать общения на иностранном языке."