Голоса оппозиции позволили провести через Сейм альтернативное бюджетное предложение премьер-министра Мариса Кучинскиса (СЗК), которое удержало уже занесенный над микропредприятиями топор. Ведь коалиционное «Единство» отказалось его одобрить. Депутат от «Согласия» Андрей Клементьев в утреннем эфире LTV заявил: его партия спасала не премьера, а страну. «Причем, не в первый раз при Сейме нынешнего созыва», - отметил политик.
«Мы видели, как бизнес, жители смотрят на этот процесс [обсуждения бюджета в Сейме] и начинают испытывать ненависть к власти, к парламенту.
И, чтобы снять это напряжение, нам перед Новым годом, перед праздниками следовало сделать что-то хорошее.
Мы ведь еще летом вместе с Латвийской торгово-промышленной палатой предупреждали, что нужно изменить эти законы, чтобы налоговая нагрузка не оказалась слишком велика и не разорила 90 тысяч человек, трудящихся на 50 тысячах предприятий. Но никто не услышал ни Торгово-промышленную палату, ни нас.
В парламенте были дебаты о бюджете, но всем было безразлично. Они муссировали вопрос о «нелояльности учителей», а не обсуждали экономические показатели»,
– сказал Клементьев.
Характерно, говорит он, что в Сейм не пришли ни премьер, ни министр экономики или министр финансов, чтобы убедить депутатов, что поддерживаемая ими налоговая система – хороша и правильна.
«И мы начали с другого – в Комиссии по социально-трудовым делам сняли ту нагрузку в виде обязательных минимальных соцвзносов. Но когда сняли нагрузку – в бюджете нарисовалась дыра в 70 миллионов. И чтобы залатать эту прореху, нужно было задействовать другие инструменты.
Ясно, что, если бы наши голоса были решающими, и мы имели такие ресурсы, как два министерства – мы бы использовали другой путь и сделали фискальную политику иной. Но сегодня у нас только два пути: либо мы поддерживаем повышение налога с микропредприятий до 15% (или компромиссных 12%), либо мы продолжаем ранее намеченный путь [введения обязательных минимальных соцвзносов], и всё пойдет гораздо хуже. Потому что система, которую предложил изменить глава Кабинета министров – куда хуже, чем та, что сегодня обсуждается в парламенте», - считает Клементьев.
На возражение LTV, что сотрудники микропредприятий так не получат новых социальных гарантий и прдолжат испытывать трудности в случаях нетрудоспособности, Клементьев пояснил, что сложившееся на рынке положение – изобилие микропредприятий – объясняется недоверием населения к социальной системе:
«Если бы люди верили, что они получат от государства обещанную социальную услугу – они бы сами стимулировали своих работодателей эти соцвзносы за себя платить. Но это, очевидно, такая модель выживания.
Если 90 тысяч человек готовы работать без социальных гарантий – это значит, что государству они не верят и рассчитывают толко на себя самих.
Я тоже – за социальный бюджет, за то, чтобы люди были спокойны за оплату больничных и поддержку при безработице – но я не могу это навязать насильно и уничтожить их планы на будущее. (...) Мы понимаем, что сейчас поднять налоги невозможно, люди не выживут. Что новая система, прописанная в пакете бюджетных законопроектов, лишь ухудшила бы ситуацию. Объем зарплат «в конвертах» только вырос бы. Так что мы вынуждены были под угрозой этих рисков сделать шаг назад. Я признаю, что 90 тысяч человек у нас теперь не застрахованы от потенциальных рисков. Но нужно искать другие инструменты поддержки».
Партия «Единство» ранее заявила, что не поддержит предложение Кучинскиса и продолжит настаивать на введении минимальных обязательных взносов соцстрахования трудящихся независимо от формы деятельности предприятия (и загруженности самого работника). Поэтому вариант Кучинскиса может быть одобрен в Сейме только при участии оппозиции, в данном случае - «Согласия».