Как му уже сообщали, в этом году каждый месяц в Латвии, включая май, рождалось чуть более тысячи детей. При этом умирало ежемесячно более 2 тысяч жителей Латвии, а в январе этого года даже 2701. То есть смертность над рождаемостью преобладает, превышая ее более, чем в два раза.
Причем, если сравнить с данными за 2023 год, видно, что рождаемость ежемесячно неуклонно падает. Самая низкая в декабре – чуть более тысячи младенцев. Смертность в прошлом году тоже уверенно преобладает над рождаемостью, каждый месяц Латвия теряет свыше 2000 человек. То есть население стремительно убывает, не успевая восполняться. Но, в отличие от 2024 года, в 2023 рождалось все же больше, примерно на 100-200 человек ежемесячно. Сейчас рождаемость упала еще ниже.
- Могу заверить, рождаемость действительно падает и падает стремительно, причем во всех регионах, - говорит Анна Мыскова. - Достаточно посмотреть данные статистики за полгода. В 2017 году в Рижском роддоме родилось 7 тысяч детей. А ведь это было не так давно. Потом было 6 тысяч, потом было 5. Как раз в прошлом году в Рижском роддоме родилось немногим более пяти тысяч младенцев. Сколько будет в следующем году, я не знаю.
- С чем это связано – такое падение рождаемости?
- Если даже опустить экономические социальные причины, то это резкое падение рождаемости к 2020-м было предсказуемо по объективным причинам – ведь в 1990-е родилось людей значительно меньше, чем в восьмидесятые. И не просто меньше, а в три раза меньше! Плюс ко всему – часть этих людей уехала. А кто сейчас должен рожать?
Женщины 1980-х в глобальном смысле уже вышли из детородного возраста. Отрожались, как я говорю. Сейчас, в основном, рожают те, кто родился на заре независимости или в нулевые – то есть в 2000-х. При условии, что сейчас женщины, в большинстве своем, задумываются о первом ребенке только к тридцати годам, а не в двадцать, как было несколько десятилетий назад, получается, что те, кому сейчас за 20, еще не созрели рожать (а их и самих родилось еще меньше, чем в 1990-е). Те, кто родился в 1990-е, сейчас в самом детородном возрасте – до и после 30. Но, во-первых, их объективно втрое меньше, чем женщин 1980-х годов рождения, а во-вторых, и они не торопятся рожать. Вот и имеем такую статистику.
- У Латвии какая-то уникальная ситуация с рождаемостью или такая тенденция замечена в целом по Европе?
-Это не только в Латвии, конечно, это - тренд всех постсоветских республик. И падение рождаемости характерно для очень многих стран мира. При этом не стоит забывать, что многие из тех, кто родился в 1990-2000-е, уехали устраивать свою жизнь за границей. Так что это вопросы демографические, глобальные. То, что так произойдет, было понятно и раньше - и десять лет назад, и пятнадцать… Мы об этом не раз говорили, предупреждали политиков.
Сейчас средний возраст первородящей женщины - 30 лет. И демографическая ситуация такова, как мы видим. Но Рижский роддом без работы не остался – работа у нас есть, она стала более сложной: стало больше сложных беременностей и сложных родов. И это объяснимо. Ведь одно дело, когда в год рожает 10 тысяч молодых здоровых женщин, у которых нет никаких рисков осложнений, а другое дело, когда рожают сорокалетние и пятидесятилетние. Объем работы даже возрос, за счет того, что роженицы становятся более зрелыми, а значит – у них и проблем со здоровьем больше. Несколько десятилетий назад, когда только в Рижском роддоме стабильно принимали 10 000 родов, не было такого числа больных диабетом, не было такого числа людей с ожирением.
И если раньше мы только «ловили» детей, пеленали и привозили мамочкам покормить, то сейчас работа изменилась в корне – чаще всего, это гораздо более сложные роды, недоношенные дети, другие разные серьезные ситуации, которые требуют вдвое больше ресурсов – и моральных, и материальных.
- Латвийские многодетные семьи, судя по всему, не в силах восполнить низкую рождаемость.
- У нас многодетных в десятки раз меньше, чем в других странах мира – особенно в арабских странах. Наши многодетные – скорее исключение из правил, и они не в состоянии изменить статистику. В Латвии женщина детородного возраста, по статистике, рожает одного или двух детей. То есть, в среднем, по стране на одну семью приходится 1,5 – 1,7 детей. Точно меньше двух.
Тех, кто не уехал за границу и мог бы рожать, останавливают другие факторы: кому-то негде жить, поэтому не торопятся заводить ребенка, кто-то взял кредит и имеет жилье, но нет стабильного заработка, и ситуация довольно зыбкая. Приходится платить и кредит, коммунальные платежи и как-то балансировать на плаву. Как в таких условиях рожать ребенка? Чтобы решиться на малыша, нужно быть уверенным хотя бы в ближайшем будущем. Женщина, которая все же решается родить, вынуждена на какое-то время уйти с рынка труда. Каждый год все меняется, в итоге она теряет навыки и по возвращении из декрета, вынуждена повышать квалификацию и нередко искать новую работу. Многие женщины не решаются выйти из привычного стиля жизни.
- Как, по-вашему, можно улучшить показатели рождаемости?
-Естественно, если бы государство запускало какие-то регулярные программы поддержки молодых семей, люди чаще решались бы рожать детей.
- Ну, а те, кто и в нынешних условиях, приходит к вам рожать, рассчитывая на свои силы, а не на государство, чаще уходят счастливыми, не жалея о том, что решились?
- Слава богу, да, именно так - чаще именно счастливыми! И бывает, вскоре возвращаются за вторым малышом.
- Медицина продвинулась далеко вперед, есть различные возможности, облегчающие роды. Одно время в моде были роды в воде, и Рижский роддом даже оборудовал палату для роженицы специальной ванной. Пользуется ли сейчас такая услуга спросом?
- Сейчас намного меньше – этот тренд прошел. Лет 5-10 назад роды в воде были топе. Но сейчас, когда каждая палата оборудована ванной, спрос на роды в воде упал. Потому, что в Рижском роддоме стала гораздо доступнее эпидуральная анестезия – то есть местное обезболевание, которое значительно эффективнее снимает боль при родах. Я сейчас говорю именно о столице, а не о региональных отделениях, где один анестезиолог на всю больницу. Так что в родах в ванне и других альтернативных способах облегчения родов отпадает необходимость при доступности эпидуральной анестезии. Это региональная анестезия, которая отключает нервы, которые отвечают за болевые сигналы ниже пояса.
- Но это может помешать будущей мамочке тужиться?
- Да, но в таком случае используется коучинг, когда именно акушер берет на себя такую обязанность - во время родов дает роженице команду, когда именно нужно тужиться.