"Я - латвийский предприниматель, который сейчас работает в эстонской компании, и я могу сравнить бизнес-среду в обоих государствах, как говорится, без эмоций. Только факты. Часто мне приходится слышать, ну вот почему эстонцы, у которых жителей меньше на 34%, чем у нас, могут, а мы, латвийцы, - нет? Добавлю, что в Эстонии на 20% больше доходы бюджета, чем у нас, выше уровень жизни, а Таллинский порт, который меньше Рижского во много раз, достиг по обороту наш Рижской свободный порт. Откуда все эти различия, которые не в нашу пользу? У меня есть свое мнение, ведь я пожил в Эстонии и все увидел своими глазами.
Самое главное, что отличает эстонцев от нас - это отношение жителей к своему государству, а также отношение государства к жителям. Расскажу это на примере работы наших налоговых служб.
Знаете, как оценивают работу эстонской службы госдоходов? Если ВВП в стране растет, а также растет рейтинг Doing Business - значит их СГД работает отлично. Нашу же СГД оценивают по объему собранных налогов - чем больше, тем лучше. Здесь и есть основное различие в философии и подходу: эстонские власти прекрасно понимают, что государство -- это статья расходов, а основная статья доходов - это предприниматели.
Чем богаче бизнесмен, чем больше он платит зарплат своим работникам, тем больше государство получит налогов. Государство же, в свою очередь, чем больше налогов собирает, тем больше вкладывает их в инфраструктуру, чтобы бизнесу было комфортней работать и зарабатывать еще больше. И эта философия, поверьте, работает!
В Латвии же она другая. Здесь государство почему-то провозгласило центром не расходов, а наоборот - доходов, так как оно занимается сбором налогов. В итоге государство считается центром всего, этаким главным звеном, под которым подразумевается не целостность жителей, экономики и территории, а скорей государство как аппарат, и некая привилегированная система, которую надо хорошо кормить.
Я не говорю, что эстонцы святые, и конечно, некоторым из них тоже приходят в голову схемы обхода налогов. Однако теневая экономика у них 4,5% от ВВП, а в Латвии - до 30% от ВВП по некоторым данным. Откуда такое различие? Просто в один момент эстонцам в голову пришла гениальная мысль - все расчеты между предпринимателями должны проходить через систему, которая у нас называется EDS – система электронного декларирования. Это значит, что один предприниматель другому выписывает только электронные счета, которые проходят через государственный портал.
Это значит, что эстонское СГД в прямом эфире видит ту реальную денежную массу, которая есть в государстве. Никакие серые схемы с налогом на добавленную стоимость невозможны.
Учитывая, что львиную долю теневой экономики в Латвии составляют как раз эти мошеннические схемы с НДС, становится понятно, почему это возможно у нас и невозможно у наших соседей. Ведь в Латвии счета до сих пор шлют по факсу, почте и пересылают с курьером. Цена вопроса - примерно миллиард в год.
...Совершенно иной подход у эстонцев и к социальному налогу. Они, конечно же, тоже сталкиваются со старением населения и оттоком рабочей силы. С 2004 года страну покинули 40 000 человек. Как действует социальная система у нас? Работающие через социальный налог кормят пенсионеров и выплачивают пособия. Если число работающих у нас сокращается, то выхода нет - надо повышать социальный налог, потому что он имеет целевое значение.
Но ведь 30% жителей у нас заняты в общественном секторе, и по сути, они не зарабатывают, а тратят. Зарабатывает у нас частный сектор, который через уплаченный в бюджет НДС и другие налоги платит зарплату общественному сектору, а тот уже, в свою очередь, отчисляет из своих налогов в социальный бюджет. В результате мы видим сплошное укрывательство от социального налога в конвертах, различные схемы и махинации.
Эстонцы же считают, что налоги на рабочую силу в первую очередь должны быть конкурентоспособными, чтобы через другие налоги, и первую очередь, НДС, можно было содержать пенсионеров и тех, кто получает пособия. В этом есть великий смысл: не надо усложнять жизнь бизнесу, на плечах которого лежит основная финансовая забота о государстве. Ведь если жизнь усложнять, то тут же возникают перспективы ухода в серую зону.
Примеры можно приводить долго, однако суть ведь не в них, а в ответе на вопрос - почему они могут, а мы - нет? Одна из причин это, конечно же, близость Финляндии. Уже 25 лет назад Финляндия начала очень серьезную программу поддержки Эстонии не только через инвестиции в экономику, но и через помощь в структурных реформах, помогающих преобразовать страну из бывшей плановой экономики на рыночную.
Латвия же, продолжая традиции министерств и бюджета ЛССР, не смогла это сделать. Еще один важный момент - это люстрация, которую эстонцы провели уже в конце 90-х годах, открыв архивы комитета госбезобасности и убрав с главных постов коммунистов, комсомольцев, чекистов и прочих деятелей.
В Латвии этот процесс так и не произошел, и часть функционеров КГБ Латвийской ССР пересела в структуры власти демократической Латвии. По сути, они стали управлять страной по своему разумению, которое было основано на социалистических принципах. Можно сказать, что все эти люди и сейчас управляют страной, все они сидят в Сейме, и создали свою удобную политическую и партийную систему. Можно даже сказать и так, что Латвийская коммунистическая партия времен СССР и по сей день живет в глубинах нашей современной партийной системы.
И тогда возникает вопрос к нашему обществу. Можем ли мы, зная об этих проблемах, выбрать для управления страной людей, которые способны мыслить и управлять государством по-эстонски? Или же у нас нет такой возможности, учитывая, что голосовать мы можем партийными списками?
Так может ли мы догнать Эстонию? Как говорится в одном анекдоте про эстонцев - "... да, теперь до Таллина талеко-о-о ..."