"Меня зовут Алвис Херманис, и у меня есть вопрос, который хотелось бы задать вам от имени всего латвийского общества. Поскольку это наиважнейший вопрос, интересующий в этот исторический момент нас - всех жителей Латвии.
Почему руководство нашего государства до сих пор не провело для общества никакого инструктажа и не дало никаких указаний - что конкретно делать каждому из нас в случае часа X?
В отличие от правительств Польши, Литвы и Эстонии, мы до сих пор не получили никаких подробных технических рекомендаций о том, как действовать при внезапном нападении России. Мы понимаем, что военные ответные меры могут быть военной тайной - так и быть.
Но, если уж мы вам доверили ответственность - руководить страной, то мы ожидаем, что вы проинструктируете и нас, всех остальных, как защитить себя и свои семьи в такой возможный кризисный момент. Мы понимаем, что варианты могут быть разными: конвенциональное вторжение, внезапная ракетная атака или сюрприз в виде ядерной войны.
При всех этих вариантах реакция людей будет только и исключительно панической.
Мы предполагаем, что именно паники возможно избежать, если каждый из нас, включая гражданских, будет знать, как конкретно действовать и за что взяться. Как известно, утром 24 февраля именно паника на несколько дней парализовала общество Украины.
Вчера у меня был разговор с директором одного из литовских театров, рассказавшим, что две недели назад в Министерстве обороны Литвы произошло собрание руководителей всех главных учреждений, где им дали инструкции, как действовать их сотрудникам при разных вариантах внезапного нападения со стороны России.
В частности, всем рассказали, что самая большая ошибка - сесть в свои машины и попытаться эвакуироваться, так как это парализовало бы дороги (и это только один пример).
Я понимаю, что общее собрание всего народа может быть трудно организовать, но вы все же должны придумать способ, как нас всех оповестить и подготовить к вероятной ситуации, в которой оказались украинцы в одно прекрасное утро.
Надеюсь, вы понимаете, что это письмо - никакое не паникерство, а нормальный вопрос, чтобы защитить наших детей, близких и сотрудников учреждений, которыми мы руководим.
Заранее благодарен за ответ, который мы все надеемся все же получить".