По словам заместителя руководителя Центра обработки сельскохозяйственных данных Эрны ГАЛВАНОВСКИ, регистрация проводится четвертый год. До этого она была обязательной только для некоторых собак — тех, которых везли на зарубежные выставки, брали из приютов. Активно регистрировали дорогих собак — чтобы в случае пропажи их можно было найти по регистрационном номеру. Сейчас зарегистрировано около 30 тысяч собак. Почему же так мало — ведь до 1 июля осталось немного времени, а по неофициальной информации, в Латвии собак около 200 тысяч?
— Данные сильно преувеличены, — считает г–жа Галвановска. — По нашей информации, их около 100 тысяч. Но точную цифру не назовет никто. Одна из задач регистрации и состоит в том, чтобы узнать, сколько всего в Латвии собак, взять их на учет. Чтобы в случае пропажи можно было установить, кто хозяин животного. А заодно чтобы животные своевременно прошли все вакцинации…
Сколько стоят регистрация и чип
Неспешные темпы собачьей "переписи" она объясняет двумя причинами: привычкой все откладывать на последнюю минуту и затратами — оформление стоит денег.
— Сама регистрация в нашем центре обходится в 7 евро, — продолжает представительница Минземледелия. — Средства массовой информации нередко преувеличивают суммы: пишут о 15 евро и более. Это вымысел. Но есть и вторая составляющая процедуры — установка чипа. И цена на нее неадекватно высокая. Вводят чип ветврачи. Манипуляция несложная и вполне могла бы обходиться в несколько евро. Но за нее берут около 20…
Ветеринарные клиники — частные, и врачам не прикажешь, за сколько устанавливать чип. А крайними в этой ситуации оказываются владельцы собак: все "удовольствие" с чипом и регистрацией влетает в 25–30 евро. Для пенсионеров, да и для многих работающих, сумма весомая. В прошлом году шла речь о том, чтобы освободить от уплаты за регистрацию и ввести льготы на чипы для одиноких пенсионеров, многодетных, малоимущих. Что с предложением?
— В Министерстве земледелия такого проекта нет, — продолжает собеседница. — А финансовую поддержку данной категории жителей могли бы оказать самоуправления. Это же в их интересах, чтобы все собаки были учтены…
Однако собеседница так и не смогла назвать ни одного самоуправления, в котором готовы в этом вопросе идти навстречу жителям. Оно и понятно: у самоуправлений других проблем выше крыши, и многие оказывают помощь малоимущим в социальных программах. А почему бы самому государству не помочь жителям?
— Я считаю, что государство вообще не должно ни с кого брать деньги за регистрацию. Это же его идея, — говорит нам руководитель приюта для животных "Улубеле" Илзе Джонсоне. — Почему нельзя использовать европейские деньги? Или собственные? Да и в интересах самого государства сделать так, чтобы 99% всех собак были зарегистрированы…
По ее словам, нужно снизить цены и на установку чипов. Сами они стоят недорого — Илзе с коллегами убедилась в этом в прошлом году. На пожертвования приобрели около 2,5 тысячи чипов, каждый — по 3 евро. А потом раздали латвийским приютам. Количество же людей, которые могли бы устанавливать чипы, по мнению г–жи Джонсоне, надо расширить — чтобы среди ветврачей повысить конкуренцию.
— Мы хотим, чтобы правительство разрешило устанавливать чипы и кинологам, и сотрудникам приютов. Это в разы уменьшит нынешние суммы. А высокая стоимость — одна из главных причин того, почему еще значительная часть владельцев собак не установила чипы, — продолжает она.
Латвия и Литва: в чем отличие?
Среди главных задач регистрации — найти управу на тех, кто бросает братьев меньших на произвол судьбы. Чтобы по регистрационному номеру и чипу можно было быстро вычислить хозяина такой собаки. Удастся ли ее решить?
Председатель Латвийской кинологической федерации Вия Клучниеце не берется прогнозировать, принесет ли идея плоды. Сколько уже в Латвии за эти годы придумано нововведений!
— Следить за тем, есть у собаки чип или нет, будут государственные структуры. А мы из практики знаем, что они могут завалить любое начинание, — рассуждает она. — Скажем, вечером поймали беспризорную собаку, которая покусала человека. У нее есть чип. Казалось бы, чего проще — выйти по нему на владельца собаки. Да не тут–то было: Центр обработки сельскохозяйственных данных заканчивает работу в 18 часов…
В соседней Литве этим занимаются негосударственные организации. И действуют, по оценке профессионала, быстро и эффективно. Часто выезжают в рейды вместе с полицией.
Проверяют собак, которых выгуливают хозяева. Нет чипа? Тут же на месте вводят его, а с хозяина взимают не только сумму услуги, но и штраф.
— Но в Латвии полиция мало занимается собаками, — продолжает г–жа Клучниеце. — Поэтому часто по вечерам можно увидеть собак, которых хозяева отпускают выгуливать одних.
А полиции легче содрать штраф с неправильно припаркованной машины: сфотографировал — и баста…
Владельцы же домашних животных, по ее словам, спохватываются лишь тогда, когда выкладывают реальные суммы.
Штрафы для нарушителей
И не получится ли так, что те, кто пройдут регистрацию, окажутся крайними? Заплатят деньги, а потом их собак, если что, можно будет легко вычислить и штрафануть хозяев. А с тех, кто не пройдет регистрацию, взятки гладки. Что думают об этом в Центре обработки сельскохозяйственных данных?
— К каждому в квартиру или в дом не заглянешь, — говорит Эрна Галвановска. — Но за то, что собака не зарегистрирована, владельца ждет административное наказание.
Муниципальной полиции проще всего это сделать, когда собаку выгуливают. Поэтому хозяевам не стоит удивляться, если у них спросят: зарегистрировано животное или нет?
Штрафы за административные нарушения для физических лиц составляют от 7 до 210 евро, для юридических — от 15 до 315…
Везунчик Отто
Ну а много ли убежавших собак с чипами вернулись к своим владельцам с того момента, как введена регистрация?
По словам собеседницы, они не ведут такой статистики. Точно ей известно лишь об одном случае, когда пропавшую собаку искали иностранцы и обратились в латвийский регистр.
Оказалось, что она у нас на учете. Как попала в Латвию — неясно. Не исключено, что дорогую собаку могли украсть. Кстати, по информации кинологического общества, около 80% породистых собак у них закупают иностранцы. У латвийцев нет средств на их содержание. Поэтому такие породы, как среднеазиатские овчарки, доберманы, ротвейлеры, в Латвии находятся на грани исчезновения.
…У наших соседей по садовому участку год назад появилась третья собака — овчарка по имени Отто. До этого уже было два ньюфаундленда, овчарку подобрали в лесу. Была привязана к дереву, на ошейнике имя — Отто. Какие–то негодяи оставили умирать. Соседям стало жалко — и теперь у них трое симпатяг. Хочется верить, что новые правила помогут свести к минимуму количество таких случаев, а о варварах, бросивших на погибель беззащитных созданий, сможет узнать как можно больше людей — их имена нужно публиковать в газетах и журналах. Хорошо бы — с фотографиями…
Илья ДИМЕНШТЕЙН.