Цветных лиц в уличной толпе много, хотя и меньше, чем, к примеру, в Лондоне. А вот мамаши с колясками попадались исключительно азиатско-африканской наружности. Да, эти смуглые и раскосые малыши вырастут уже гражданами Бельгии.
В отличие от Парижа, где арабские кварталы находятся на окраинах, в Брюсселе пришлые понемногу оккупируют центр - из Нижнего старого города коренные обитатели потихоньку сваливают.
А вот пригороды Брюсселя – это пока цитадель респектабельных белых, там беженцам ловить нечего.
Каких только чудиков не увидишь в брюссельской сутолоке. Вот идет настоящий денди: желтый смокинг, белые брюки-дудочки, бабочка и… белые тапочки на босу ногу. Негр в длиннополом пальто выныривает то из одного переулка, то из другого. Его слышно издалека: он то ли молится вслух, то ли мантры гундосит... Ледоколом плывет угольно-черная матрона с причудливым коконом из тряпок на голове. Блаженный дядечка во все горло распевает арии из опер Вагнера… На бетонном крыльце дома спит бомж- на матрасе и под одеялом. Мимо фланируют полицейские, пробегуют офисные труженики в деловых костюмах с бейджиками… Рослый белый парень расстегнул ширинку и мочится прямо на мостовую. Публика его вежливо обтекает – ну что поделать, приспичило человеку.
А чего? Что естественно - то не стыдно. Писающий мальчик Брюс растиражирован в сотнях кичевых поделок: он писает с плакатов, витрин магазинов и сувенирных лавок. Никто не понимает, чем так уж хорош мраморный шалун в локоть величиной, пускающий двухметровую струю, но все ходят на него смотреть и регулярно воруют. В одном из тупичков Старого города появилась и писающая бронзовая девочка (равноправие полов!), но она присела по нужде за надежной железной решеткой. А на другом перекрестке задрала лапу чугунная собака. Что ж, тема актуальная для города, где предлагают то ли двести, то ли триста сортов пива.
В Бельгии приличный выбор не только пенного напитка, но и государственных языков: голландский (фламандский), французский, немецкий.
Все названия названия дублируются. Но в Брюсселе, исконно фламандском городе, а ныне штаб-квартире ЕС и НАТО, теперь всюду звучит исключительно французская речь. Фламандского в городе остался один квартал, где местные сидят в ресторанах с фламандской кухней и водят детей на курсы родного языка. С одной стороны в эту улицу упирается чайна-таун, с другой – наступают цветные кварталы Нижнего города.
Русский след мы нашли в Королевском парке. Скромный бюст Петра Первого, который, приезжал в Голландию учиться у местных корабелов, установил купец Демидов, но место выбрал прямо, скажем, отстойное – в замусоренном овражке. Но якобы именно здесь когда-то был устроен фуршет для русского царя. После застолья тот будто бы уединился в гроте с некоей дамой. На что намекает изваяние возлежащей томной незнакомки в античной тунике.
В Брюсселе, в ресторане "Дом Лебедя" Маркс и Энгельс впервые зачитали свой "Манифест коммунистической партии". Вот откуда пошел бродить по Европе призрак коммунизма. Бродил-то он по Европе, а задержался почему-то в России.
Наталья СЕВИДОВА.