Брюссель ближе, чем кажется. Андрис Америкс рассказал Press.lv о своей работе в Европарламенте
- Вы теперь работаете в Брюсселе. А как же Рига? Уже не приоритет?
- Я остаюсь председателем партии "Честь служить Риге!", которая первой из региональных партий Латвии получила представительство в Европарламенте.
Постоянно слежу за тем, что здесь происходит, и то, что мы с Нилом Ушаковым делаем в Европе, имеет прямое отношение к проблемам Риги и Латвии. Я формулирую так: "Мы служим Евросоюзу, но любим Латвию".
- Вы вошли в комитет по транспорту и туризму. Почему?
- Я много лет возглавлял правление Рижского свободного порта и хорошо понимаю, как для Латвии важен транзит, так что выбрать было нетрудно. Но распределение депутатов по 20 комитетам зависит не только от их выбора. Процедура строгая...
В комитете по транспорту 49 человек, и 16 мест закреплено за нашим Прогрессивным альянсом социалистов и демократов. На каждое место был конкурс. Но предпочтение отдали мне, и сейчас я и депутат от Швеции представляем в комитете Северную Европу. 6 ноября меня выбрали заместителем председателя комитета по транспорту и туризму. Это большое достижение для Латвии, и оно даст мне возможность сделать для нашего государства намного больше.
- Какие темы сейчас обсуждаете? Имеют ли они отношение к жизни обычного латвийца?
- Конечно. Одна из самых горячих тем - пакет мобильности, принятый предыдущим созывом, который регламентирует работу грузоперевозчиков. В нем предусмотрены ограничения для представителей Восточной Европы - в интересах старой Европы.
По новому законодательству водитель должен получать минимальную зарплату, которую платят в том государстве, через которое он проезжает. Это создает сложности для бухгалтерского учета и уничтожает конкурентные преимущества новых членов ЕС.
Еще пример: шофер, который везет груз из Риги, скажем, в Париж, не имеет права взять в конечном пункте новый груз. Он обязан вернуться домой порожняком.
Вместе с депутатами от Восточной Европы мы добиваемся пересмотра некоторых положений документа, чтобы конкуренция в сфере автоперевозок была честной. Скоро приступит к работе новая Еврокомиссия, и обсуждение этой темы будет продолжено.
Пакет мобильности имеет прямое отношение к 15 тысячам жителей Латвии. Если нам не удастся добиться изменений в нем, многим автоперевозчикам скоро придется искать другую работу, как это было с рыбаками после введения квот на вылов рыбы.
- Вы избраны первым вице-президентом делегации Европарламента по сотрудничеству с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и отношениям с Туркменистаном и Монголией. Каковы интересы Латвии в этом регионе?
- Евросоюз рассматривает Центральную Азию как перспективного стратегического партнера, который может иметь важное значение и для транзита в направлении Балтии.
- Брекзит явно затянулся, и Евросоюз раз за разом переносит дату "развода"...
- Если Брекзит произойдет по жесткому сценарию, без договоренностей, это, без преувеличения, повлияет на каждого человека, живущего в Европе. Изменения, которые за этим последуют, коснутся и финансовых вопросов, и свободы передвижения, и почтовых отправлений.
Думаю, что Камерон, бывший премьер Великобритании, который в свое время выдвинул эту идею, чтобы набрать очки перед выборами, и представить себе не мог, какие последствиям это повлечет. Вот что бывает, если правящие не дружат с головой! В Латвии некоторые партии - "борданисты", например, - тоже раздают несбыточные обещания, обманывают избирателей, не задумываясь о последствиях.
- В Европарламенте восемь депутатов от Латвии. Ваш голос может быть услышан?
- Нужно этого добиваться! А для этого необходимо хорошо понимать механизм работы Европарламента. И его масштабы...
За меня отдали голоса десятки тысяч жителей Латвии, и это действительно круто, но в выборах в Европарламент принимали участие 220 миллионов человек. Подавляющее большинство из 751 депутата ЕП имеет серьезный политический опыт. В нашей социал-демократической группе восемь депутатов из Польши, из которых два бывших премьера, председатель парламента, три министра.
В Европарламенте, в отличие от Латвии, все депутаты работают в позиции. А влияние на принятие решения зависит от количества депутатов в группе. Чем больше группа, тем сильнее ее влияние.
Мы с Нилом Ушаковым входим в группу Прогрессивного альянса социалистов и демократов, вторую по величине после Народной партии, и, следовательно, весьма влиятельную.
Чтобы добиваться своих целей, важно уметь находить союзников среди депутатов. Так, в комитете транспорта самое большое представительство у Испании - 20 человек, у Германии - 18. Чтобы наш голос был услышан, социал-демократы из разных стран - финны, эстонцы, литовцы, шведы, датчане и мы - объединились в Северный Балтийский альянс. В него входят 16 человек.
Учтем: депутат получает право выступить в дебатах только после того, как руководители всех семи групп договорятся, сколько времени получит для выступления каждая группа. Скажем, обсуждается резолюция о лесных пожарах в Бразилии. Сначала принимается решение, что на обсуждение темы после выступления докладчика будет выделено, к примеру, полтора часа. Их нужно поделить между семью группами. Самая крупная группа получает 15 минут, наша - 12, и далее по нисходящей. И уже потом руководитель группы социал-демократов, в которой 154 депутата, делит между нами эти 12 минут.
Поэтому депутаты и предпочитают выступать по бумажке - чтобы ни секунды не терять, подбирая слова. Не то что в Рижской думе, где обсуждение вопроса продолжалось сутками - пока все не наговорятся.