Накануне Рождества мы с женой побывали в Бремене. Читали, что там один из самых красивых в Германии рождественских базарчиков, и решили устроить себе праздник — к 30–летию со дня свадьбы. Праздник удался, хотя некоторые стереотипы о немцах были разрушены…
Население Бремена — 550 тысяч жителей, десятый по величине город страны. С Ригой у него много общего — история, архитектура. Основатель нашей столицы — епископ АЛЬБЕРТ — доводился родственником архиепископу Бремена, а среди первых поселенцев, высадившихся на берега Даугавы в далекие времена, были бременские купцы.
Когда гуляешь по старому Бремену, кажется, что ты где–нибудь на нашей улице Маза Пилс, Яуниела или Торня: ощущение, будто строили дома одни и те же мастера. А символом этого города в Нижней Саксонии считается памятник бременским музыкантам — петуху, коту, собаке и ослу, установленный в 1951 году. Через 40 лет похожий появился и в Старой Риге — подарок Бремена. Как никак, мы города–побратимы. Кстати, ни памятника, ни мемориальной доски авторам сказки, прославившей Бремен, — братьям ГРИММ — в городе нет. Видимо, бременцы считают это ни к чему: родились–то они в другом городке…
От аэропорта до центра — рукой подать
Из Риги в Бремен летают самолеты одной из самых бюджетных авиакомпаний. Если берете билеты заранее, одному пассажиру вполне можно уложиться в 50 евро в оба конца. Длительность полета — около полутора часов. Из тамошнего аэропорта добраться в центр проще простого — 10 минут на трамвае. Стоимость — 2,60 евро. Столько же стоит любой билет по городу на общественном транспорте. В Бремене курсируют и автобусы, хотя самый популярный вид транспорта — трамвай.
На остановках на электронных табло высвечивается время — через сколько подойдет тот или иной маршрут. Билеты можно купить и в самом транспорте — в автомате. Стоимость та же, что и на улице.
Немецкая чистота на улицах? Смотря где!
В этот раз впервые за долгие годы путешествий мы остановились не в гостинице, а в апартаментах — комнате с кухней, холодильником. Гостиницы в Бремене стоят дороже, чем во многих европейских столицах. Выбирали апартаменты с учетом расположения — в 15 минутах ходьбы до центра. С выбором не ошиблись. Но что неприятно удивило — грязь на улицах. Неубранные старые листья, бумага, окурки… Возможно, только в нашем районе? Ничего подобного: грязно было и в центре, и вокруг него. Причем в любое время суток — вечером, утром, днем.
Вначале мы решили, что опавшие листья в городе просто не убирают: перегной необходим для почвы. Но позже увидели кварталы, где все было вылизано, как в квартире. Однако таковые были в явном меньшинстве. А стены многих домов были расписаны такими откровенными рисунками, что наши умельцы в сравнении с тамошними — невинные паиньки…
Футбол — немецкое все
Если судить по телевизионным сюжетам, европейцев сегодня больше всего волнует наплыв беженцев. В Бремене мы этого не почувствовали. Была в центре демонстрация человек на 100, в которой стояли пожилые люди, а выступала одна бабушка. Протестующие держали в руках плакаты против фашизма и капитализма.
Я ожидал увидеть в местах большого скопления людей и просто на улицах усиленные наряды полиции. Ничуть не бывало — полиции почти не было заметно. Единственным местом, где в выходной стояло много плечистых ребят в бронежилетах, оказался железнодорожный вокзал. Один из его переходов полностью перекрыли для прохожих, оцепили полицией. К выходу с вокзала подогнали десятки специализированных машин: бронированные, брандспойты. В небе барражировали вертолеты.
— Беженцев ждете? — поинтересовался у одного из полицейских.
— Фанатов из Осло, которые должны прибыть на матч Еврокубка, — улыбнулся страж порядка.
Футбол, как мне показалось, больше всего волнует бременцев. Во время еще одного матча Бундеслиги, проходившего во время нашего пребывания, почти все горожане были одеты в зеленые шапочки и шарфики — цвета бременского "Вердера". Чуть позднее появились в городе красные шарфы и шапочки: приехали болельщики из Кельна.
Во время матча в некоторых местных кафе можно было увидеть и немцев, и этнических турок, следивших за игрой по телевизору. А в остальном особой интеграции самого большого национального меньшинства Германии — турок — с немцами я не заметил. Турки — будь–то взрослые или дети — тусуются со своими, немцы — отдельно. Да и на рождественских базарчиках интернациональных компаний, сообща осушающих стаканчики с глинтвейном, не было видно…
Праздник живота
Главное действо рождественского Бремена, конечно же, зимние базарчики. Их тут много, но главный — на Ратушной площади. Десятки киосков в иллюминации, море людей. В будние дни их не меньше, чем в выходные. Возле большинства киосков — столики, за которыми распивают традиционный глинтвейн, закусывают сосисками на гриле, картофельными пирогами с джемом или яблочным пюре типа белорусских драников. Все очень вкусно, настоящий праздник живота.
Можно купить и поделки ремесленников — кованые, деревянные, вязаные… Особенно разнообразны поделки на рыке у самой набережной. Там вас обслуживают пираты — продавцы, одетые под морских разбойников. Для большей убедительности торгуют на копиях пиратских судов. Можно тут и сфотографироваться в одежде пирата.
Рождественские базары в Бремене впечатляют, и все же — в отличие, скажем, от Вены, где мы были в декабре несколько лет назад, — тут почти не услышишь иноязычной речи: сплошь немецкая. Многие гости приехали из других немецких городов — железная дорога отлично связывает Бремен со всей страной…
Бременцы предельно любезны. Правда, тут никто не будет бежать с вами, как в Риме, и буквально за руку проводить к нужной улице, но как пройти — обязательно объяснят. Если, конечно, знают. А когда мы не могли с ходу найти апартаменты, встречная незнакомая фрау позвонила управляющей апартаментами по своему телефону. "Мне это обойдется дешевле, чем вам", — просто объяснила она.
Экономия — у немцев в крови. Например, отопление в квартирах (в том числе в апартаментах) на ночь отключают. Прижимистость проявляется и в том, что тут очень редко дают деньги уличным музыкантам. Оттого, вероятно, их здесь единицы — в отличие от той же Риги. От этого, кстати, рождественские базарчики сильно проигрывают. А еще на них не увидеть театрализованных представлений, клоунов, жонглеров… Все сделано для того, чтобы люди побольше ели, пили — оставляли деньги.
"Их нравы"
Была в советское время в газетах такая рубрика, повествующая о "загнивающем Западе". Бомжи в лохмотьях, ночующие прямо на улицах Бремена, смело могли бы подойти под нее. На фоне сытости и роскоши это смотрится дико.
И все же нам еще очень далеко до их уровня благосостояния, есть чему поучиться и в области благоустройства: повсюду велосипедные дорожки, под домами — подземные гаражи; воздух в центре — как в лесопарке; великолепна экология, идеально работает общественный транспорт.
Но если бы меня спросили, хотел бы я жить в благополучной и сытой Германии, ответил бы однозначно: никогда! И дело не в исторической памяти. Как пел в свое время Александр ВЕРТИНСКИЙ: "Там шумят чужие города… И чужая радость и беда. И мы для них — чужие навсегда…"
24 декабря 2015. "Латвийские вести" №51