На днях министр иностранных дел Латвии Эдгар РИНКЕВИЧ вдруг заговорил о совершенно необычной для умов его ведомства проблеме — о химическом оружии, покоящемся на дне Балтики. Многие сильно удивились: с чего бы?
Министр заявил, что в море — около 40 000 единиц затопленного оружия с боевыми отравляющими веществами (БОВ), которое необходимо нейтрализовать. Это произошло на встрече с генеральным директором Организации по запрещению химического оружия (OPCW) Ахметом УЗУМЦУ.
Г–н Ринкевич сказал:
— Несмотря на то что вопрос о затопленном химическом оружии не находится в компетенции OPCW, для Латвии он является актуальным. Принимая во внимание количество этого оружия, существуют риски для нашей окружающей среды. Решение этой проблемы необходимо доверить именно OPCW. Надо актуализировать тему. После Второй мировой войны в нашем море были затоплены тысячи тонн снарядов и бочек с химическим оружием (в основном с "горчичным" газом — ипритом. — Авт.), которые иногда даже приносит к берегу. Немецкие и скандинавские эксперты считают, что это может привести к экологической катастрофе…
Латвийские экологи обрадовались: наконец–то возьмут пробы воды в нашем море, сделают необходимые анализы, организуют экспедиции, потом выработают стратегию, как обезопасить Балтику. Наконец–то латвийские политики заговорили о проблеме. Не обольщайтесь!
На самом–то деле это оружие г–н РИНКЕВИЧ намерен, скорее всего, "использовать" против столь не любимой им страны–соседки — России…
Ничего, кроме политики
Вот если бы о самой страшной тайне — и беде! — нашего Балтийского моря: о затопленном после Второй мировой войны химоружии, вдруг заговорил министр обороны ЛР Раймонд ВЕЙОНИС — это было бы да. Тут и дела военные (оружие до сих пор активное, и его надо каким–то чудом обезвредить), и безопасность государства (случись залповый выброс БОВ в воду — и катастрофа будет такой, что любой ИГИЛ обзавидуется), и, наконец, большая проблема экологии Балтии (а г–н Вейонис по образованию биолог и много лет был министром среды).
Но о проблеме–то заговорил министр иностранных дел. Значит, речь идет вовсе не об экологии и безопасности Балтики. Будьте уверены: это способ в очередной раз поднять и в Латвии, и в Европе тему страшной вражеской России, которая должна "за все ответить" — в частности, за то, что натворил ненавистный СССР.
Дело в том, что именно страны–союзницы топили после Второй мировой войны немецкое химическое оружие (так избавлялись от проблемы, поскольку на земле его хоронить или утилизировать не умели и боялись). И конкретно здесь, на Балтике, сбрасывала в море снаряды и бочки, начиненные БОВ, именно "советская сторона" — выполняя приказы, подписанные нередко лично Иосифом СТАЛИНЫМ. В свою очередь, американцы и англичане топили немецкое химоружие в других морях — например, в Северном.
Выгодная беда
Значит, читая между строк заявление г–на Ринкевича, "актуализация темы" — это повод снова кивнуть в сторону России. Вернее, на этот раз еще и попытаться ей счет выставить, скажем, за нанесение в прошлом вреда окружающей среде нынешней Латвии или, допустим, за то, чтобы поднять бочки и снаряды с БОВ. Разумеется, потом ничего не поднимут (ведь даже реальных технологий в мире еще нет!), а все деньги рассосутся в процессе "предпроектных разработок" и подготовки экспертами необходимых норм–правил–зако
Это не бред журналиста "ВЕСТЕЙ"! Химоружие на дне нашего моря давно стало разменной картой в политической… нет, даже в геополитической игре. Ваш автор стал рассказывать в СМИ о БОВ чуть ли не первым из всех журналистов Латвии, и действительно шокирующие факты раскрывал руководитель экологической организации "Латвийский Зеленый Крест" Артур ПЛОТНИЕКС (в том числе не раз в "ВЕСТЯХ").
Много лет подряд об этом и слышать никто не хотел. Мы с организацией г–на Плотниекса рассылали письма ВСЕМ руководителям стран вокруг Балтики, ВСЕМ министрам обороны, ВСЕМ командирам вооруженных сил, а плюс к тому обращались еще и в парламенты (и, конечно, в Европарламент), и еще много куда. На письма или вовсе не реагировали, или отвечали банальными отписками.
А в Латвии первые лица страны впервые заговорили о БОВ лишь тогда, когда появился проект российского газового "Северного потока" — трубы по дну Балтики, причем (о ужас!) в обход территориальных вод нашей гордой державы. Политики тут возопили: трубу прокладывать Россия не имеет права, на дне химоружие, взорвется оно — и загрязнится море, и ухудшится экология всей Латвии! Потом даже сам Владимир ПУТИН по российским телеканалам успокаивал нашу страну…
Апокалипсис сегодня
И тут вот снова о БОВ заговорили — устами самого руководителя МИД ЛР, известного своей лютой любовью к России. Вот только в остальной Европе о том, что происходит здесь, в Прибалтике, думать особенно не хотят — отмахиваются. И вот одна из причин. Не говоря уже о том, чтобы очистить наше море от химоружия, просто организовать службу постоянного мониторинга качества воды — это ОЧЕНЬ МНОГО денег. Скидываться никто не хочет.
Другая причина, почему о проблеме не говорят: чистить Балтику… бесполезно. Все страшное УЖЕ свершилось! Лет десять назад ваш корреспондент вместе с Артуром Плотниексом встречался в Минске с ученым–экологом Михаилом ТЯВЛОВСКИМ, который первым в СССР заговорил о химоружии, затопленном после войны на Балтике. Он пророчил жуткое будущее. Оболочки снарядов и бочек с ипритом, зарином, люизитом, заманом и другими отравляющими соединениями уже много лет разъедает ржавчина. Тот же иприт вытекал из бочек и расползался по дну в виде желто–зеленой желеобразной массы, что далеко не раз видели латвийские аквалангисты — в том числе неподалеку от Лиепаи.
По прогнозам Тявловского, выброс БОВ из проржавевших бочек и снарядов должен был произойти примерно в 2010 году. А сейчас уже 2015–й… И если кто–то думает, что такой вот выброс все сразу увидели бы, словно огромный взрыв бомбы, тот сильно ошибается. Выброс случится (или случился?), а потом постепенно начнут происходить жуткие вещи…
Уже сейчас в больницы Эстонии, Латвии, Польши, Германии поступает все больше "странных больных" — жителей приморских районов. У этих людей непонятные кожные заболевания, резко снижен иммунитет, аномалии в организме. Такие новости в СМИ попадают редко, поскольку врачи просто боятся распространять эту информацию — видимо, по распоряжению свыше. И все ближе час Х, когда может случиться залповый выброс БОВ в акваторию (если уже не случился!), а тогда… Что будет тогда — жутко!
Вот цифры. На дне Балтики — примерно 60 000 тонн БОВ, содержащихся в 302 000 тоннах боеприпасов. По мнению ряда ученых (и российских, и европейских): толщина оболочки снарядов — 5–6 миллиметров, а скорость коррозии металла в морской воде — 0,1–0,15 миллиметра в год. Оболочки за полвека превратились буквально в яичную скорлупу, которая легко под давлением воды трескается. А залповый выброс — самое страшное, что может произойти. Не случайно это называют апокалипсисом. За 50 с лишним лет корпуса кораблей и оболочки снарядов разрушились, и в результате гидролиза отравляющих веществ в морской воде уже появляются опасные химические соединения, в том числе фтор и хлор. Может погибнуть фитопланктон, который выделяет в атмосферу 60% кислорода. Разрушится озоновый слой. Доказано, что если концентрация кислорода в атмосфере, в норме равная 21%, снизится до 17%, то такая атмосфера станет непригодной для человека…
Ученые называли срок залпового выброса БОВ — "до 2007–2010 годов". Вы уверены, что его не произошло? Ученые подтвердили, что планктона, мелких рачков на Балтике становится все меньше — в геометрической прогрессии. Морская рыба становится все опасней для еды: пропитана насквозь токсинами (которые входят в состав БОВ) и "неизвестным образом" мутирует до неузнаваемости. А у людей, которые чересчур часто купаются в море и вообще любят отдыхать на берегах Балтики, врачи констатируют появление "странной аллергии" и раковых опухолей.
И это все никак не связано с БОВ? Как знать… Только наши политики об этом знать точно не хотят. Им ведь важно совсем другое…