НАС НАЗЫВАЮТ «БЛОХАМИ»
- Многие уверены - вести бизнес в Белоруссии сложнее, чем в России. Мол, душат налогами, проверками...
- Миф. У нас почти нет разницы в налогах. Другое дело, что мы для экспорта в Россию с цены продажи убираем множество налогов, главный из которых – НДС. И белорусский товар поэтому хорошо продается в Россию. А россияне делают наоборот - несмотря на общее решение, что тоже должны продавать нам без НДС. И вещь, которая стоит в России 120 рублей, в Белоруссию идет не за 100, а за те же 120. Но в документах нагло указано «без НДС».
Владимир Захаров.
Очень хорошо, что рабочая сила, товары и услуги между нашими странами движутся свободно. То есть диплом медика, строителя, учителя признается в обеих странах. Беларусы могут работать даже на нефтяном предприятии, например, в Тюмени.
И говорить, что в Беларуси намного тяжелее работать, я бы не стал. Зная нюансы вашего бизнеса, скажу - они мало отличаются от белорусских.
- Но почему тогда на протесты в Белоруссии выходит много бизнесменов?
- Когда люди начинают заниматься бизнесом, быстро понимают – они и власть – живут и работают словно в разных вселенных. Бизнесменов называют «блохами». Это нормально?! А мечта президента, как он как-то сказал, «пожать руку последнему предпринимателю страны». То есть, мечта - чтобы нас не стало?!
- Все оппозиционные кандидаты в президенты высказались против Союзного государства и хотят пересмотреть экономическую политику между Россией и Белоруссией.
- Я сторонник иного подхода к экономическому сотрудничеству между странами. Что мешает в Беларуси создать совместные международные холдинги? Например между КамАЗом, «Мерседесом» и МАЗом? Разве немцу, русскому и белорусу станет от этого плохо?
Почему нужно обязательно выбирать между «Мерседесом» и КамАЗом, чтобы сделать МАЗ процветающим? Или давайте посмотрим с другой стороны.
50-70% импорта и экспорта Беларуси – это Россия. Говорить, что мы не будем обращать внимание на интересы России, - глупость. Что мы не будем ориентироваться на достижения Европы, - тоже глупо. Это заявления вредителей, когда предлагают выбирать что-то одно.
- Но разве упрощение товарообмена и прозрачность границ между Белоруссией и Европой, не войдет в противоречие с российско-белорусскими отношениями?
- Я не вижу проблем в том, чтобы Беларусь интегрировалась со всеми, с кем это выгодно в ее интересах. Если иностранный бизнес со всего мира окажется у нас в нормальной конкуренции друг с другом, все по факту будет шоколадно.
- А если Россия не хочет делить с Западом Белоруссию?
- На уровне госуправления в России такого упрощенного мнения, уверен, нет. Тем более, что Западу, как и России, нужна процветающая Беларусь, предсказуемая.
Да и нет такого понятия – Запад. Это миф. Например, Литва и Германия или Португалия и Польша – это как небо и земля. И мощное взаимодействие Германии и России по строительству "Северного потока-2" тому яркое подтверждение.
ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ
- Нужна ли Белоруссии приватизация?
- Тут надо задать вопрос – а для чего? Например - у нас в стране более 160 предприятий работают на… Управление делами президента. Это как? И какой после этого сумасшедший налоговик или следователь сможет их проверить с гарантией безопасности для себя?! Почему госструктура занимается бизнесом вместо того, чтобы создать условия для его ведения и контролировать его платы в бюджет?
У нас несколько десятков тысяч (!) реально госпредприятий. Ведь на самом деле в акционерных обществах больше 90% собственности как было, так и есть - государства.
- И что делать с такой махиной?
- Главным критерием должно стать эффективность работы. Каждый год миллиарды бюджетных денег (читайте - народных) исчезает в недрах неэффективных предприятий, целых секторов белорусской экономики.
Мы производим ежегодно на 60 млрд. долларов продукции. Из них 8-12 млрд. идут на поддержку госпредприятий. Например, по производству цемента, деревообработки. Объясните, зачем государству производить цемент? Отдайте это международному холдингу между немцем, русским, китайцем и белорусом.
А государство в нем может остаться акционером, чтобы убедиться в сохранении рабочих мест. Поверьте вы мне, экономисту с 30-летним стажем, - это легко делается!
- Так уж легко.
- Мы на дне, а со дна стартовать легче. В 10-миллионной Беларуси ВВП такое же, как в 3-миллионной Литве. При том, что у нас грандиозные производственные мощности – МАЗ, БелАЗ, Гродноазот и Беларуськалий. Не верю, что белорусы работают в 3 раза хуже литовцев. Просто у нас неэффективная система госуправления.
Посмотрите цифры. В Беларуси 10 миллионов населения. Из них:
450 тысяч госчиновников.
250 тысяч больных на учете у наркологов и психиатров.
120 тысяч в местах лишения свободы и ЛТП (лечебно-трудовые профилактории).
И несмотря на всебелорусское миролюбие 120 тысяч силовиков (что на душу населения в 4 раза больше, чем было в Советском Союзе – мировой рекорд).
Каждый третий ребенок едет учиться в Варшаву, Питер или Вильнюс.
- Да вы описываете российские проблемы!
- У вас гигантская страна, а у нас нас всего шесть крупных городов. Управлять такой небольшой страной эффективно – легко.
Несмотря на всебелорусское миролюбие в стране 120 тысяч силовиков
СТРАНА МОЖЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ НА ЗАПАД И ВОСТОК
- Что будет дальше?
- Я как-то говорил с офицером нашей «глубинной» конторы. «Вы доиграетесь до того, что мы, бизнесмены, из несогласных станем протестными, – сказал я ему. - Если что – учтите, это вы нас такими делаете, это не наш выбор».
- И все-таки - чем рискует страна?
- Любой сценарий должен быть максимально бескровным. Важно избежать раскола. Пока 70-80 % общества едины в понимании – что и как должно быть, но уже намечается разделение по линии «Гродно – Брест» с одной стороны (города на Западе Белоруссии, рядом с Польшей). И «Витебск – Могилев – Гомель» с другой (города в Востоке Белоруссии, рядом с Россией).
Если страна поделиться на тех, кто за Россию, и тех, кто за Европу, то белорусы в Гомеле и в Бресте будут отдаляться друг от друга. Этого нельзя допустить.
- Как видно это разделение?
- На уровне Витебска, Гомеля и Могилева есть лишь робкое понимание того, что что-то надо менять. Они по инерции ждут и надеятся, а не действуют.
А те белорусы, у которых «через стенку» Польша и Литва, более склонны требовать, чем ждать. И здесь важно кто и с какой системой ценностей заслужит доверие всех белорусов. И оправдает ли потом его.
Владимир Ворсобин, "Комсомольская правда".