В Латвии два раза в год собирается Совет по безопасности дорожного движения. Примерно 8 раз в год чиновниками различных ведомств проводится мозговой штурм — как сделать дороги безопаснее. Но статистика хромает — 151 человек погиб за 2018-й год в ДТП.
В государственном плане «Безопасности дорожного движения 2017-2020» есть такая цитата: «Не проводится углубленное исследование по выявлению причин тяжелых ДТП в сухое время года».
«Мысль была, чтобы задействованные в безопасности дорожного движения службы на такие происшествия выезжали. На данный момент этот вопрос не решен», – говорит глава управления безопасности дорожной полиции Нормундс Краспис. Именно теплое лето и высокие скорости в это время он считает причиной роста чила трагических ДТП.
А в Госконтроле в свою очередь считают, что реализация государственного плана слабая. «Действия министерств и ответственных организаций недостаточно целесообразны», – поясняет «Личному делу» представитель Госконтроля Инесе Калване.
Только в прошлом году Госполиция, после замечаний Госконтроля, стала указывать в протоколах о ДТП спутниковые координаты мест аварий. Однако этого мало, считают в Госконтроле. «К сожалению, мы выявили в ревизии, что протоколы не заполняются тщательно, а что еще хуже в случае, когда протокол заполнен правильно, то не вся информация вводится в базу данных Министерства внутренних дел», – рассказывает Инесе Калване.
С полицейскими протоколами возникают проблемы и у организаций, которые на основании полученных данных должны проводить анализ и ликвидацию последствий ДТП, дорабатывая инфраструктуру или проводя информационные кампании. Это Latvijas valsts ceļi (LVC) и Дирекция безопасности дорожного движения (CSDD).
«В протоколах нет такой детальной информации, как, например, был ли человек пристегнут в момент ДТП. В случае, если первыми на ДТП приезжают пожарные, то они не фиксируют этот факт, поскольку для них главное спасти человеку жизнь. Говорил ли водитель по телефону? К сожалению, у нас этой информации после аварий нет», – сетует представитель CSDD Иева Берзиня.
«К сожалению, не всегда бывают точными и полными сведения в протоколе о состоянии дорожного покрытия и о дорожных условиях в момент аварии. Просто потому, что не сразу приезжают экипажи полиции», – рассказывает представитель Latvijas valsts ceļi Анна Кононова.
Отдельные претензии у Госконтроля возникли к Latvijas valsts ceļi. Эта организация создает карту «черных точек» на государственных дорогах - мест, где фиксируется 8 ДТП или где погибло по меньшей мере три человека. Потом LVC анализирует данные и переделывает инфраструктуру или требует установки фоторадара в аварийном месте.
«Каждый год, выбирая участки, которые ремонтировать они, как приоритет выбирают интенсивность движения, а не безопасность», – поясняет Инесе Калване.
Впрочем, есть у Госполиции и LVC достижения. Это создание карт аварийных мест. Полиция ввела базу данных — CAIS. У LVC есть карта «черных точек» и карта всех ДТП. Однако «Личное дело» обратило внимание, что данные в картах полиции и LVC хоть незначительно, но отличаются. Как по числу аварий, так и по фиксации точного местоположения происшествия.
В LVC объясняют, что их карта несет чисто познавательную функцию и может отличаться, а для перестройки инфраструктуры они используют полицейскую систему Cais.
Но отдельная проблема - это самоуправления. Они сами занимаются обеспечением безопасности дорожного движения. И каждый это делает так, как он видит и понимает.
Так, в Рижском самоуправлении говорят, что у них уже давно налажено получение информации о ДТП прямо из Госполиции. Но тем не менее «Личному делу» не удалось привести статистику Риги и Госполиции к единому знаменателю. Согласно данным Госполиции в 2018 году в Риге число погибших в ДТП - 48 человек. По данным департамента сообщения – 17. В Рижской думе уточняют, что данные Госполиции включают внутридворовые происшествия и прилегающие к городу ДТП. А это не их территория.