Также исламистам удалось сжечь большое количество позиций правительственной армии к западу от аэродрома.
«Вертолетам больше негде приземлиться, в результате чего город оказался практически в полной блокаде, лишившись снабжения с воздуха», — пишет газета.
Бои с повстанцами шли в Дейр-эз-Зоре с лета 2012 года, однако к апрелю 2014 года местный гарнизон оказался полностью блокирован в западных кварталах. Автотрасса на запад через Сирийскую пустыню, соединяющая город с Пальмирой, была отрезана, и наземная доставка помощи стала невозможной. С тех пор связь осажденных с другими правительственными территориями осуществляется по воздуху. С конца 2015 года гуманитарную и военную помощь осажденным оказывают российские военные. Под контролем проправительственных сил находились военный аэродром Дейр-эз-Зора, база 137-й механизированной бригады и полицейская академия на западных окраинах города.
В декабре арабское интернет-издание Al Masdar News оценивало численность правительственного гарнизона в блокированных районах Дейр-эз-Зора в 4 тыс. человек — это и регулярная армия, и полицейские подразделения, и отряды народного ополчения. У них на вооружении помимо стрелкового оружия имеется и тяжелая техника, включая танки. В январе 2016 года Минобороны России сообщало, что российские ВКС нанесли удары по боевикам ИГ, когда те предприняли попытку наступления на гарнизон Дейр-эз-Зора после ошибочной бомбардировки западной коалицией.
По информации источника Reuters, атака ИГ стала «одним из самых ожесточенных нападений «Исламского государства» на аэропорт и его окрестности». «Кажется, ИГ задействовало серьезные силы», — цитирует Reuters своего собеседника.
Операция по взятию Дейр-эз-Зора боевиками идет уже четыре дня, сообщает AFP со ссылкой на председателя организации Syrian Observatory for Human Rights Рами Абд ар-Рахмана. По его словам, с субботы погибли 116 человек — 21 мирный житель, 37 сирийских солдат и 58 боевиков.
Если смотреть на ситуацию более широко, то наступления на Дейр-эз-Зор активизировались еще в августе, отмечает профессор кафедры современного Востока РГГУ Григорий Косач.
И то, что боевики так долго не могли взять этот город, объясняется лишь тем, что они не рассматривали это направление в качестве основного. «Теперь ситуация изменилась и им необходимо установить полный контроль над регионом», — отмечает Косач.
Захват города позволит боевикам взять контроль над путями, связывающими южные пригороды Суэйды, Пальмиру, Ракку и Дейр-эз-Зор — по всей протяженности сирийско-иракской границы, отмечает «Аль-Ахбар». Кроме того, в этом районе — в городе Ас-Саура — расположена плотина на Евфрате, благодаря которой можно регулировать сток воды в реке и соответственно уменьшать ее поступление на юг, в направлении Ирака.
Со ссылкой на свои источники ливанская газета утверждает, что ИГ ради захвата стратегической позиции в Сирийской пустыне призвало подкрепление не только из Ракки и Хомса, но и несколько подразделений из Мосула.
Об этом же «Газете.Ru» рассказывал и собеседник среди высокопоставленных российских военных, по словам которого, тактика западной коалиции при штурме Мосула позволяет джихадистам перебрасывать в Пальмиру и Дейр-эз-Зор силы, не задействованные в обороне западных кварталов иракского города.
Правительственная армия Сирии при поддержке ополчения продолжает отражать атаки группировок «Исламского государства» на Дейр-эз-Зор, настаивает сирийское государственное агентство SANA.
Однако, даже если нынешняя атака будет отбита, в перспективе Дамаск не сможет оставить этот город под своим контролем, уверен преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики, арабист Леонид Исаев.
По его словам, Башар Асад рано или поздно все равно бы потерял этот город, так как Дейр-эз-Зор расположен слишком далеко от тех мест, где находятся основные силы правительственной армии.
«Рассредотачивать свои силы Асад тоже не в состоянии, у него их всего около 80–90 тысяч», — заключил Исаев.
Между тем «Исламское государство» разрешило желающим покинуть занятые им кварталы города, но на определенных условиях.
Люди могут направиться в контролируемые войсками Асада Тартус, Дамаск, Хомс и Латакию, однако им запрещено выдвигаться в сторону Идлиба, Алеппо, Хасаки и далее к Турции, где территорию контролируют вооруженная оппозиция и враждебные исламистские группировки, утверждает египетский новостной портал «Бауаба аль-Араб».
Тех, кто остался в Дейр-эз-Зоре, боевики заставляют подчиниться строгим законам шариата, пишет издание.
ИГ прервало подачу электричества в город. Кроме того, вода в кранах бывает лишь час или два в день. Большие налоги взимаются с собственников магазинов и лавок, пишет издание.
Одним из приоритетов является контроль за одеждой местных жителей. «Если одеяние мужчины покажется боевику слишком длинным, его могут срезать, взыскать штраф в размере 10 тыс. лир или приговорить к публичной порке — 20 ударов плетью», — сообщает портал.
Если женщина будет без никаба или же патрульный обнаружит женщину, не сопровождаемую мужчиной, то ее арестуют.
Далее вызовут ответственного за нее мужчину, выпишут штраф в размере 10 тыс. лир, а сам мужчина подвергнется наказанию — его отправят рыть окопы на передовую фронта, передает издание.
Молодежи в Дейр-эз-Зоре запрещено носить одежду красного, розового и фиолетового цветов, а также брюки любого фасона и любую джинсовую одежду. За курение с нарушителей взыскивается штраф в размере 20 тыс. лир, а сам «преступник» на неделю отправляется подметать улицы.
Также у жителей города изымают все спутниковые антенны и телеприемники, а если в доме у кого-то будет обнаружена тарелка или телевизор, хозяину грозит штраф в размере 50 тыс. лир.
Тем не менее не стоит забывать, что Дейр-эз-Зор — суннитский город, и поддержка населением правительственных сил там крайне низкая, а определенные симпатии к ИГ среди жителей существуют.
Газета.ру