"Добрый вечер! Хочу ответить на вашу публикацию: "Архиепископ: для латышей Путин - посланник Бога", которая, очевидно, перепубликована из "Интерфакса". Спасибо!", - такое письмо получил портал Ves.lv от архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви Латвии Яниса Ванагса. Ниже публикуем его ответ в полном объеме.
Почему мне трудно верить российским СМИ?
В последнее время информационное пространство стало очень противоречивым. События освещаются до того по разному, что приходиться выбирать, чему верить. При выборе стоит обращать внимание на репутацию источника. Признаюсь, мне теперь трудно верить российским агентствам и каналам, по крайней мере агентству «Интерфакс». 6 мая я прочитал на сайте этого агентства материал под названием: «Для латышей Путин - посланник Бога, заявляет лютеранский архиепископ Латвии». Упомянутый архиепископ я и потому точно знаю, что такого заявления он не делал. «Интерфакс» ссылается на интервью, которое я дал «Независимой утренней газете». Hесмотря на то, что материал «Интерфакса» составлен из отдельных моих предложений и фраз, содержание интервью искажено до противоположности.
Беседуя с журналисткой Элитой Вейдемане о латышских евроскептиках и о том, как они воспринимают политику ЕС по однополым бракам и подобным вопросам, я сказал: "Многим латышам это направление кажется самоубийственным. Им начинает казаться, что голос разума слышен в речах президента В.Путина. Когда он говорит о традиционных ценностях и необходимости веры, он может начинать казаться помазанником Божьийм Киром из 45. главы пророка Исаии, который приидёт и спасёт нас от Вавилона. Потому многие латыши даже поддерживают то, что происходит в Украине. [Задумались ли об этом латышские евродепутаты, которые поддержали доклад Луначек? Но тут надо вспомнить, что речи против гомосексуализма еще не христианские ценности. Намного больше такими являются уважение к личности человека, свобода, справедливая социальная политика. Уважение к суверенитету соседних государств. Европу и Россию нельзя сравнивать только по одному признаку.]" Текст в квадратных скобках не вошел в сокращенный вариант интервью.
“Итерфакс” об этом пишет так: “Для латышей Путин - посланник Бога, заявляет лютеранский архиепископ Латвии. Они (латыши - "ИФ") слышат голос разума в речах Путина, когда тот говорит о традиционных ценностях и необходимости веры. Путин в их глазах выглядит как посланник Бога", - заявил Я.Ванагс в интервью латышской газете "Диена".
Дальше разговор шел о бывшем депутате парламента от национального блока Иманте Калныньше, который многих удивил критикой Запада и пророссийскими высказываниями, кoторых от него никто не ожидал:
“С детства, музыка композитора Иманта Калныньша для меня была глотком свободы, сильным побуждением внутренне не покоряться советской идеологии. Во время советской оккупации все мысли о свободе были связанны с Западом, именно поэтому новая точка зрения Иманта была довольно неожиданна - и заставила задуматься. Чего он такого увидел в свободном мире? Вообще в его словах много правды. От западного мира исходит не только хорошее. Дало ли нам приобщение к нему настоящую свободу, или его нежная власть, говоря образом Бредберия, втягивает нас как семечки в бетономешалку, где стирается наша национальная самобытность и традиционный образ жизни? Верно и то, что Латвии и России лучше всего было бы сотрудничать и создавать дружеские отношения как двум новым государствам, забыв о былых противоречиях. Кто бы этого не желал? Эти мысли Иманта Калныньша понятны и прагматичны. Но у меня один главный вопрос: желает ли и Россия забыть о прошлом и начать новые отношения как новое государство? Если нет, тогда наши добрые намерения такими и остаются. О чем свидетельствует то, что в Москве хотят судить Горбачева за то, что он признал независимость Балтии? Готова ли Россия считаться с Латвией как с суверенным государством или же, подобно Украине, видит в нас территорию "русского мира"? Тележурналист Владимир Познер, оппозиционер Роман Доброхотов и все другие россияне, которые говорили, что вариант Крыма в Латвии невозможен, называли тому только одну причину - евроинтеграцию и членство в НАТО. Разве не было бы беспечно отказаться от этого? Может всё-таки лучше отстаивать наши ценности в условиях западной демократии?”
“Интерфакс” это изложил так: “Западный мир действительно несет нам не только добро. Его "мягкая власть" лишает нас национальной самобытности и традиционного образа жизни. Правда заключается в том, что Латвии и России как двум молодым государствам надо дружить и сотрудничать, забыв о былых противоречиях", - полагает архиепископ.”
Говорили и о том, не устарело ли понятие патриотизма:
“Без патриотизма не обойтись. Почему политике президента Путина такая большая поддержка в России? Потому что та раскачала волну патриотизма. Без патриотизма государство сникает. Но патриотизм должен прорастать из хорошего. Не из того, что я могу отобрать у соседа, а из того, что я могу делать во благо своего государства. Ненависть к инородцу не патриотизм. Патриотизм, это скорее стремление к отличию в образовании и к самым высоким достижениям в своей отрасли, чтобы служить своему государству. Такой патриотизм нужен, но с другой стороны - патриотизму нужна причина. В.Путин предоставил своим людям повод для патриотизма - наша сильная родина, наша могучая Россия! Другой вопрос – что это страшный повод, поднимать патриотизм за счёт притеснения других народов.”
“Интерфакс” кладет мне в рот это: “Почему в России такую поддержку имеет политика Путина? Потому что он поднял волну патриотизма. Без патриотизма государство сникает", - заключил архиепископ Янис Ванагс.”
Самое интересное даже не то, что я говорил в интервью, а то, как делаются новости. Это даёт некоторое представление, сколько в них правды. СМИ недаром называются четвёртая власть. Они имеют огромное влияние на общество. Любая власть над людьми должна быть обоснованной. Четвёртая власть обоснована только тогда, когда она говорит правду. Узнав на личном опыте, как агентство «Интерфакс» освещает вопросы, которых я знаю, я не могу верить, когда оно рассказывает о событиях, которых я не знаю. Естественно, я должен сомневаться и во всех других источниках информации, разделяющих позицию «Интерфакса» по какому-то вопросу. Доверие трудно заслужить, а легко потерять. Банально, но правда.