"Енуфа" - опера, если можно так выразиться, молодая. Точнее, широкой публике, к сожалению, мало известная. Хотя написал её чешский классик Леош Яначек ещё в начале 20-го века, премьера состоялась в Брно в 1904-м году.
Казалось бы, чем может заинтересовать сегодняшних зрителей простенький жизненный сюжет: девушка полюбила парня, он ее соблазнил и бросил. С ребенком. А брат этого подлеца, искренне любящий обманутую женщину, поддержал ее в трудную минуту. Она поняла, кто есть кто, и ответила утешителю взаимностью. Ребеночка, правда, её крёстная утопила, чтоб освободить от "греха" свою крестницу и открыть ей дорогу в счастливое будущее. Мать над дитём порыдала, посокрушалась, но - все что нас не убивает, делает нас сильнее. Как объяснял режиссер на пресс-конференции, этот спектакль сделан как часовой механизм. Смысл в том, что жизнь всегда идет вперёд, что бы ни случилось.
Секрет успеха "Енуфы", очевидно, не столько в сюжете, а в том, как рассказана эта история. В первую очередь - композитором. Музыка завораживает и ведет за собой и, как сказал Херманис, она сама диктует постановку - главное ей не мешать.
А получилось в итоге следующее: опера длится почти три часа (с двумя перерывами). Но это тот случай, когда смотрится действо, что называется, на одном дыхании. Сценография (самого Херманиса) проста до гениальности. Не случайно он на пресс-конференции вспоминал Русские сезоны Дягилева - навеяна теми ещё настроениями.
Имеется, впрочем, и противовес плавнотекущему потоку - если первое и третье отделения дышат элегантностью, возвышенностью, то второе будто разрывает жизнь надвое (то самое, где незаметно топят ребеночка). Там и понимаешь, что кто-то из действующих лиц уже никогда не вернется к прежней жизни. Что обеспечивая крестнице светлое будущее, её крестная мать отдает на вечные муки свою душу.
Но - каждый делает сам свой выбор. Жизнь идет вперед, время залечивает раны, после хмурой холодной зимы всегда следом идет теплая солнечная весна, следом - жаркое лето, снова распускаются цветы, раскрываются души и сердца наполняются любовью...
Роскошные костюмы немыслимой красоты (временами, кстати, тоже играющие свои роли - то замерзших душ, то согревшихся), созданы английским мастером Анной Уоткинс. Иногда кажется, что они вобрали в себя даже запах цветущего Моравского края, где происходят события. Короче - шедевры.
Балет поставлен Аллой Сигаловой, которая, как рассказывали свидетели, "жестко работала с артистами". Но результат, конечно, превосходный. Добавить к этому лучшие голоса нашей Оперы плюс двое приглашенных артистов - лучшего открытия весны не придумать. Мне довелось слушать премьеру во втором составе (Инна Клочко, Хелена Зубанович, Артем Сафронов, Раймондс Браманис, Юлия Васильева, Кришьянис Норвелис...).
Накануне артисты рассказывали, насколько сложно даётся пение на чешском языке, где часто встречаются, например, строенные согласные. Но - справились все великолепно, а репертуар Латвийской оперы пополнился красивым, светлым и интересным спектаклем.
Елена СЛЮСАРЕВА
Фото Агнесе Зелтиня