Есть вещи, которые сопровождают человека всю жизнь, обрастая не только годами, но и личными историями. Если поскрести по сусекам, у многих найдутся старые книги, бабушкин фарфор, хрусталь, подаренный мамой на свадьбу лет 50 назад или янтарные бусы, марки и значки, заботливо собранные в нежном пионерском возрасте, и т. д. Вопрос в том, как распорядиться таким богатством и наследством. Выбросить? А может, лучше продать? Но тогда за сколько? «МК-Латвия» обратилась к специалистам и выяснила, за какие предметы торговцы дадут хорошую цену, а какие проще выбросить на помойку.
Куда нести
В Риге и окрестностях есть несколько площадок, где можно купить-продать старые вещи. Во-первых, это слет коллекционеров в рижской средней школе № 6. Он проходит каждое второе воскресенье месяца. Во-вторых, в первые выходные лета и осени в Икшкиле работает самый крупный антикварный рынок в Прибалтике. Его организует Латвийский клуб старинных автомобилей. Длится слет по двое суток.
С осени 2012 года работает «Блошиный рынок ул. Авоту» и проходит на ул. Гертрудес, 101а. На нем вы можете продать ненужные вам вещи. На барахолке в квартале «Спикери» основное внимание уделяется именно старинным вещам и одежде, а также произведениям молодых дизайнеров. Торговля стариной идет и на портале ss.lv, а также в антиквариатах, куда жители активно несут практически все, что им не надо. Как рассказал «МК-Латвии» владелец антиквариата Gadsimti Виталий Берлин, почти всем вещам есть цена.
– Предметы старше 30 лет могут рассматриваться как антиквариат. За исключением картин, золота и серебра. Наиболее ходовой товар – произведенный в XIX веке или до Первой мировой войны на территории Латвии или Российской империи, а также в 50–60-е годы прошлого века. Как правило, за предметы, на которые есть большой спрос, антиквары или предлагают деньги сразу, особенно если клиент торопится, или же выставляют особо ценные, пользующиеся спросом экспонаты на международные интернет-аукционы, которые проводятся пять раз в год. Клиент в таком случае в течение двух недель получает не менее 80% от суммы продажи, – рассказывает о тенденциях Виталий Берлин.
Следует отметить, торги позволяют получить владельцу той или иной вещи максимально возможную цену, но с оговоркой – в это время и в этом месте, то есть одни и те же предметы могут уходить за совершенно разные суммы. Предметы, на которые есть устойчивый, но скажем так, среднего уровня спрос, реализуются по принципу комиссионного магазина с небольшой наценкой антиквариата.
Что нести
– Послевоенные книги не являются предметом торга, как и религиозная литература, включая Библию и религиозные песенники, а также русская классическая литература или любые другие произведения, переведенные на латышский язык. Исключения – фолианты, красивые, подарочные издания с картинками. На такие издания есть спрос. «Трофейный» немецкий фарфор и хрусталь советских времен сегодня никого не интересует. Если бы я знал, куда его девать, то покупал и хоть чуть-чуть на нем зарабатывал. Исключение – довоенный хрусталь с серебряными элементами, – рассказывает антиквар о спросе и предложении.
Однако теперь мы перейдем от общего к частному.
Марки и открытки
По наблюдениям руководителя Латвийского общества филателистов Эгила Плуме, к ним нередко приходят люди, которые совершенно не представляют, сколько стоят их марки.
– Хорошие коллекции, как правило, передаются по наследству и новому владельцу они не нужны. Другие уверены, что придут сюда с одной маркой, а уедут на «мерседесе». И таких довольно много, – с улыбкой поясняет главный филателист страны. – Поэтому я настоятельно рекомендую, если у вас есть марки и вы хотите их продать, то, прежде чем самостоятельно искать коллекционеров, пытаться реализовать их через доски объявлений, принесите их к нам на оценку.
По его словам, организация не занимается куплей-продажей марок, а печется лишь об их владельцах, чтобы те не потеряли деньги при реализации товара или же не попадали в неловкие ситуации, переоценивая свой товар.
– И уже здесь, на месте, мы подскажем, к кому обратиться.
– Мне не подскажете?
– Я – торговец, а это высшая степень коллекционирования. Я занимаюсь марками уже 60 лет и знаю, сколько чего стоит. Сегодня вы можете продать марку за евро, завтра за два, а послезавтра – за нее уже ничего не дадут. Рынок будет насыщен. Так что вопрос ценообразования весьма щепетильный, – глубокомысленно заявил «МК-Латвии» некий гражданин, отказавшийся представиться. – У филателии спад продолжается уже 30 лет. Старики уходят, молодых нет. Ничего не будет, ни филателии, ни филокартии. Филамения уже умерла. Но молодой человек, имейте в виду, филателисты не любят внимания и вопросов. Они замкнутые люди и не ищут известности.
Но, несмотря на такую отповедь, Эгилс Плуме все же приоткрыл завесу тайны, какие марки пользуются спросом.
– Вся информация о марках – тираже, ценах содержится в 20-томном европейском каталоге MICHEL-Briefmarken-Katalog. Цены зависят от ряда факторов. Первый из них – тираж. Чем меньше, тем лучше. Для нашей страны маленький тираж считается до 2000 экземпляров. Второе – страна. Например, в Латвии популярны марки, увидевшие свет в нашем регионе, российские, австралийские и канадские. Плюс ко всему, на стоимость влияет и тематика. В нашей стране пользуются спросом спортивные коллекции, фауна, флора. Есть коллекционеры, предпочитающие марки, посвященные историческим или культурным событиям.
Например, цена серии «Латвия-Африка» доходит до 900 евро, тогда как одна треугольная, выпущенная в 1933 году и посвященная перелету латвийского летчика Герберта Цукурса в Гамбию – 150 евро. Популярна серия «Лиепая» без зубцов. За нее просят 800 евро. Есть марки, которые у нас стоят дешево, а в России за них готовы заплатить в пять раз больше. Допустим, если раньше за нее давали рубль, то сегодня уже три-четыре тысячи евро. Мне попадались уникальные советские марки, и мы советовали их обладателям предлагать их коллекционерам в России. Космос был популярен в 60-е прошлого века, искусство, сейчас гораздо меньше.
Куда принести марки на бесплатную оценку:
Латвийское общество филателистов
Бривибас гатве, 234
тел. 67840010
Рабочее время: 10.00 – 18.00
Обмен марками по средам и субботам (9.00 – 13.00)
В субботу приходит специалист по открыткам.
Фарфор – рижский в цене
Виталий Берлин, антиквариат Gadsimti
Ценятся фарфоровые статуэтки, произведенные в Риге в период независимости и в 50–60-е годы или же Ломоносовского завода 60-х годов прошлого века. За изделия в хорошем состоянии клиенты могут получить на руки 100–120 евро, а то и больше. Если не ошибаюсь, статуэтка фабрики Кузнецова через наш аукцион ушла за 1500 евро. В целом цена на фарфор может доходить и до 10 000 евро. Наряду с этим, если у вас немецкий «трофейный» фарфор, то рассчитывать на такие суммы не приходится. Спрос у коллекционеров на него низкий.
Янтарь – важен возраст и цвет
– Чтобы получить хорошие деньги за янтарь, следует иметь в виду, что больше всего ценятся довоенные изделия, особенно бусы, а также большие цельные камни по 250, 300, а то и 500 граммов. Меньший спрос на запонки, кулоны. Но повторюсь, важен цвет и возраст изделия. За грамм владелец украшения без сколов, царапин и дефектов может получить плюс-минус 100 евро. Из практики: стоимость бус из желтого янтаря может доходить до 2000 евро. Коричневый янтарь мало интересен и стоит гораздо дешевле.
Серебро и золото
В топе изделия времен царской России, довоенной Латвии и произведенных в СССР в 50–60-е годы прошлого века. Тут обращают внимание на технику, гравировку, чеканку. Цена за грамм может превысить один евро. Украшения таких мастеров, как Игнатий Сазиков, Павел Овчинников, Фаберже, да еще и с эмалями, могут стоить и 5 евро за грамм. Немецкое серебро покупают у населения на уровне лома. Если говорить о золоте, то в цене тот же период времени, как у серебра. Хотел бы отметить, у антикваров цены на золотые украшения, как правило, в полтора-два раза ниже, чем в ювелирных салонах.
Значки
– Ценится все, кроме алюминиевого дешевого барахла, купленного когда-то в «Союзпечати». Их продают максимум за евро. Это не товар, а головная боль. Наверное, проще пытаться самостоятельно продать их на слетах или через Интернет. Кому они могут понадобиться, я не знаю. Но в Латвии есть люди, которые будут рады значкам, изготовленным в Латвии в 30-х годах для Праздника песни. Они не такие уж и дорогие, но есть коллекционеры, а значит, антиквары готовы выкупить у частного лица такой товар.
Книги – фолианты
Генеральный директор аукционного дома Vitber Роман Берлин:
– Ежедневно во все столичные антикварные магазины жители несут Библии и сборники религиозных песен. Подобной печатной продукции так много, что спроса на них нет. Пытаться их продавать – впустую тратить время. Однако хорошие деньги можно выручить за фолианты, роскошно оформленные, в особых переплетах, юбилейные издания. Спросом пользуются книги, которые не были многократно переизданы. Они ценятся в кругу коллекционеров, которые готовы платить за них немалые деньги. Сюда же можно отнести литературу, которая отражает дух времени, когда она была издана и с тех пор не переиздавалась, несет в себе информационно-историческое содержание. Например, одно из уникальнейших изданий – прижизненное издание Гоголя «Мертвые души». При стартовой цене в 40 евро книга ушла к новому владельцу за 5400 евро.
Деньги
Владелец салона Rīgas numismatikas centrs Мадис Горбашевскис:
– Как правило, неискушенный в ценности денег человек, пытаясь оценить имеющийся у него на руках денежный знак, ищет информацию в Интернете. К сожалению, в 70% случаев она ложная. Например, нашел кто-то российский рубль 1843 года. В Интернете вычитал, что такую же монету на аукционе продали, допустим, за 1000 евро. Однако, говоря о деньгах, на их цену сильно влияет внешний вид. Возьмем николаевский рубль. Потертый, поцарапанный вы не продадите дороже 20 евро, но тот же самый рубль, но в идеальном состоянии может стоить уже 500. Иногда редкую вещь, но в плохом состоянии продать гораздо труднее. Цена не зависит от возраста. Возьмем серебряные монеты, отчеканенные в последние годы Римской империи. Им 1700–1800 лет, но стоят они по 40 евро.
Практически ничего не стоят советские деньги, и ждать, когда они подорожают, смысла нет. А все потому, что они выпускались большими тиражами. Рынок денег подвержен колебаниям. Когда Латвия переходила на евро, все гонялись за латом с аистом. Цена доходила до 25 латов за монету, а сейчас он стоит в два раза дешевле. Имеет смысл продавать лат с муравьем, тогда как остальные можно смело нести в Банк Латвии и менять на евро. По большому счету они никому не нужны, рынок ими насыщен.
35 евро стоит полный комплект хрустящих «репшиков». Как наиболее ценные из латвийских денег я могу выделить монету в 2 сантима, выпущенную в 1937 году, и еще 20-латовую купюру 1934 года. В свое время этих купюр очень мало выпустили в обращение. Экземпляр в хорошем состоянии стоит около 10 000 евро.
Где продавать?
Торговать ненужными вам предметами можно как самостоятельно, так и принести на оценку в тот же антиквариат. Ее проведут бесплатно, проконсультируют.
– Продавая через Интернет или на барахолках, рынках, следует считаться с определенными рисками. Не имея достаточных знаний, мы можете продешевить или же, наоборот, приобрести вещь за неадекватно высокую цену или даже купить новодел, который выдадут за старину. Проще говоря, легко нарваться на обман, – делится опытом Виталий Берлин.
Встреченный «МК-Латвией» у филателистов, но оставшийся инкогнито, продавец марок без экивоков заявил, что всегда предложит за марку по возможности низкую цену.
– Поэтому, если вы хотите продать марку или даже коллекцию, мы предлагаем сначала прийти к нам за консультацией и оценкой, тем более наши советы бесплатные, – говорит руководитель Латвийского общества филателистов Эгил Плуме.
В свою очередь владелец Рижского центра нумизматики Мадис Горбашевскис не видит смысла торговать деньгами через Интернет.
– Коллекционеры не смотрят доски объявлений в Интернете. Как правило, антиквариаты и салоны, как мой, знают коллекционеров, своих постоянных клиентов. Порой мы покупаем монеты или банкноты под них, – говорит он и советует не продавать в первом же попавшемся на пути месте, а походить по слетам, рынкам и антиквариатам и прицениться, чтобы не ошибиться и не продешевить.