К 100-летнему юбилею со дня рождения Зиновия Гердта его вдова Татьяна Правдина выпустила книгу воспоминаний "Разговоры со своими" о личной жизни одного из самых любимых в нашей стране артистов.
Когда по Москве поползли слухи, что Зяма Гердт собирается жениться на Татьяне Правдиной, писатель Борис Ласкин, близкий друг семьи Татьяны, позвонил ее матери, ничего не знавшей о намерениях дочери: "Татьяна Сергеевна, Таня выходит замуж за Гердта, но он очень любит жениться".
Мама была в шоке и от предупреждения Ласкина, и от того факта, что оба - и Татьяна, и Зиновий - были несвободны. Татьяна состояла в законном браке, который ко времени ее знакомства с Зиновием близился к завершению, и имела двухлетнюю дочь Катю. Зиновий жил с очередной гражданской женой - красавицей Екатериной, скульптором. Она специализировала
Гастрольный роман
Их роман начался в 1960 году во время гастролей Театра кукол по Египту, в которые как переводчика-араб
Спектакль "Необыкновенный концерт", в котором Гердт блистал в роли Ведущего, пользовался в Египте огромным успехом. Татьяна переводила реплики героя на арабский с учетом местного колорита, очень музыкальный Гердт воспроизводил их на родном языке зрителей - зал рукоплескал.
После спектаклей Гердт усиленно ухаживал за Татьяной, они вдвоем бродили по городам, где шли спектакли, чем вызывали негодование присматривавших за труппой гэбистов. Гердт шел ва-банк, заявляя стражам социалистической нравственности, что его отношения с переводчицей их не касаются.
Татьяна ценила дерзость своего поклонника, но на окончательное сближение не шла. Ее стойкость озадачивала Гердта, не привыкшего к такому сопротивлению, - но и интриговала, и манила, и обещала нечто принципиально иное, чем в обычных для него "браках".
Знавшие его до знакомства с Татьяной уверяют, что помимо первого законного брака с актрисой Марией Новиковой Зиновий Ефимович знакомил их как минимум с пятью гражданскими женами. Одна из них оказалась дочерью члена ЦК одной из советских республик Средней Азии. Когда ее папаша узнал о грехопадении дочери, то потребовал от Гердта немедленно вести ее в загс. Гердт отказался.
Полились слезы, посыпались уговоры вперемешку с угрозами. Зиновий был неколебим. Опозоренную девицу увезли в горы, а Гердт продолжил свое победное шествие по спальням незатейливых юных москвичек. Девушки умные, образованные, из круга его близких друзей - научной, театральной и литературной элиты столицы, - Гердта не прельщали.
Окончательная жена
Тем более друзья удивились, когда им была представлена Татьяна. Не так чтобы молода - 32 года. К тому же с ребенком. Совсем не красотка. Да еще и переводчица с арабского, чем никто из приятелей Гердта блеснуть не мог. Зато ее сразу приняли как свою, и на всю оставшуюся жизнь друзья Гердта стали их общими друзьями.
В день знакомства Зиновий Ефимович сказал теще: "Обещаю вам, что буду жалеть вашу дочь". И через маленькую паузу добавил: "Я так устал от этого монолога, можно чаю?" Гердт обожал свою тещу за доброту, ум и образованность. И очень гордился родством с внучкой потомственного дворянина, владельца знаменитой коньячной компании "Н. Шустов и сыновья".
Зиновий Ефимович Гердт фигура противоречивая, его движение по жизни происходило вопреки законам логики и естественным закономерностям. Наверное, тем он и интересен, и привлекателен, и любим миллионами почитателей его таланта. А талантом он был наделен щедро.
Судите сами: местечковый еврейский мальчик, получивший только ремесленное образование, стал одним из самых образованных и интеллигентных людей Москвы. Настоящая артистическая востребованность пришла к нему после 50 лет, когда актерская карьера чаще всего заканчивается.
Маленького роста, субтильный, хромой (после 11 операций раненая нога стала на восемь сантиметров короче), он пользовался ошеломляющим успехом у женщин практически до самой смерти. После женитьбы на Правдиной его донжуанский пыл поутих, он называл ее своей "окончательной" женой, но все равно оставался бабником - это признавала сама Татьяна Александровна.
Она не раз повторяла: "Ну и что, что Зямка нравится бабам? Мне он тоже нравится. Это даже лестно. И не имеет никакого отношения к нашей с ним жизни". Если восторженные дамы вздыхали: "Ах, какой у вас муж!" - она вздыхала в ответ: "Я вас понимаю".
Фамилия на память
Так случилось, что с родным сыном от первого брака от Марии Новиковой Всеволодом у Гердта отношения не сложились. Он появился на свет, когда Зиновий и Мария уже не жили вместе, но еще и не были разведены. Однажды встретились, вспомнили былые чувства... После той встречи родился Всеволод, но Гердт к Марии не вернулся.
Посылал ей деньги, помогал, но отцом мальчику стать не сумел - Всеволод носит фамилию матери. Мария так и не устроила свою личную жизнь. Она хранила его письма с фронта, которые незадолго до своей кончины в 2004 году опубликовала отдельной книгой.
Настоящим, обожаемым ребенком Гердта стала Катя - дочь Татьяны Александровны. Любовь и привязанность между ними была взаимной. Когда Гердт уже тяжело болел и всем было понятно, что дни его сочтены, Катя взяла фамилию и отчество Зиновия Ефимовича. Он спросил, почему она не сделала этого раньше, и Катя призналась, что стеснялась: так был для нее высок его авторитет.
Катя еще в школе славилась необыкновенной красотой. В нее был влюблен Михаил Козаков - он чуть с ума не сошел от неразделенности своего чувства девочкой-подрост
Взрослый мужчина и состоявшийся режиссер, он активно участвовал в школьной жизни любимой и добился-таки своего - Катя стала его женой и родила ему сына Ореста. Но брак распался. Сейчас Екатерина, охладев к работе режиссера-докуме
Фамилии ее мужей составляют славу отечественного искусства, но она хранит верность и носит фамилию Гердт - когда-то Екатерина обещала отчиму, что его фамилия не умрет вместе с ним. И держит слово.
Прямая речь
Однажды в клубе КГБ на Лубянке Гердт сказал:
"Представляете, если бы не было вашей революции, я был бы зятем коньяка "Арарат", который вы так любите".
"Если бывает паршиво, и чувствуешь себя хреново, и все из рук валится, нужно просто сказать себе: "Все прекрасно". Расправить плечи гоголем - и порядок!"
Личное дело
Зиновий Ефимович Гердт (настоящее имя - Залман Афроимович Храпинович) родился в 1916 году в городе Себеже Псковской области. В Москве окончил ФЗУ электрозавода имени Куйбышева, где потом работал и участвовал в Театре рабочей молодежи. В 1941 году ушел добровольцем на фронт, в 1943-м после тяжелого осколочного ранения в ногу был комиссован в звании старшего лейтенанта.
Работал в Театре кукол Сергея Образцова, в театре "Современник". Снялся в 30 художественных фильмах ("Фокусник", "Трое в лодке, не считая собаки", "Золотой теленок", "Место встречи изменить нельзя" и пр.). Скончался в 1996 году от рака легких. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.