В 2016 году латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) получило более 1300 заявлений о взятках и коррупции. Больше всего заявлений – почти 90% – получено от простых жителей страны. Примерно вполовину выросло и количество звонков на антикоррупционный телефон доверия. Заместитель начальника KNAB Янис Розе в интервью "МК-Латвии" рассказал, что такое взятка и как в Латвии за это дело наказывают.
– У KNAB есть телефон доверия, на который любой человек может сообщить о фактах и подозрениях на коррупцию. Сколько звонков или писем получает бюро?
– В прошлом году к нам поступило 1175 заявлений, из которых 1008, включая анонимные, были получены от частных лиц и 167 – от юридических лиц. Должен отметить, с 2012 года, когда мы получили 982 заявления, число жалоб только растет, тогда как количество посетителей снижается. Например, в 2016 году лично к нам пришли только 75 человек. А еще мы приняли 5936 звонков, что на 47% больше, чем в 2015 году.
Чаще всего жители информировали о возможных нарушениях со стороны домоуправлений, судов, судебных исполнителей, а также сообщали об уклонении от уплаты налогов и нарушениях, связанных с занятостью.
– Вы проверяете всю поступающую информацию?
– Если человек сообщает, что, например, Янис Берзиньш – коррупционер и взяточник, то мы, конечно, постараемся выяснить, о каком из многочисленных Янисов Берзиньшей может идти речь, но уголовное дело по анонимному звонку сразу же не возбуждаем. Здесь важен объем информации. Бывает, человек прочитал где-то статью и ему кажется, будто упомянутая там персона замешана в коррупции, поэтому он звонит нам.
Но больше доверия к тем жителям, которые приходят в KNAB сами и пишут заявление, прекрасно понимая, что дача ложных показаний карается по закону. В целом на недостаток работы мы не жалуемся. Пользуясь возможностью, я хотел сказать большое спасибо обществу, которое сообщает нам о подозрительных случаях. Без такого сотрудничества определить случаи коррупции и доказать их очень трудно.
KNAB не спит
– Тяжело ли поймать взяточника?
– Каждый случай отличается. Есть дела, по которым доказательная база собирается быстро, но есть такие, что длятся и год, и два, и три. Взять нашумевшее дело бывшего главы Латвийской железной дороги Улдиса Магониса. Расследование шло не несколько месяцев, а гораздо дольше. Взяточники тоже развиваются, если можно так сказать, и знают, какие методы может применить против них KNAB.
– Сколько дел возбудил KNAB в прошлом году?
– В прошлом году возбуждено19 уголовных дел против 35 человек. Но количество дел объективно не отражает эффективность нашей работы. В течение года мы можем работать над двумя-тремя делами, но по объему они большие, международные, в расследовании участвует не один сотрудник, а созданные для этого группы.
– Какие из дел, которые уже завершились и переданы в суд, вам запомнились?
– Уже упомянутое дело о взятке бывшего руководителя ГАО Latvijas dzelzceļš Угиса Магониса. Был и один курьезный случай, когда в рамках расследования нашим сотрудникам пришлось обратиться к дорожному полицейскому за помощью. После того, как они представились...
– Полицейский сразу же написал явку с повинной?
– (Смеется.) Нет, но бросился наутек. Когда его догнали, то объяснили, что KNAB требуется всего лишь помощь. Хотя, конечно, в связи с побегом полицейского появились вопросы и к нему.
– Есть ли в Латвии патологические взяточники?
– В прошлом году сотрудники нашего бюро повторно задержали одного чиновника (смеется). Но статистики, по которой можно было бы какому-то должностному или частному лицу присвоить диплом «Взяточник года», мы не ведем.
Когда взятка, а когда – благодарность?
– Г-н Розе, что такое взятка?
– Тут следует начать с того, что такое коррупция. В Законе о Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией говорится, что коррупция – это взятка или любые действия со стороны должностного лица, которые направлены на то, чтобы должностное лицо, пользуясь своим служебным положением, используя полномочия или преувеличивая их, получало какие-то льготы для себя или других лиц.
В свою очередь взятка в понимании Уголовного закона – это материальная ценность, имущество или другая выгода, которая предлагается должностному лицу за то, чтобы оно, используя служебное положение, совершило действия в интересах дающего взятку.
– Допустим, уборщице в каком-нибудь министерстве предложили за деньги вынести важный документ. Считаются ли ее действия коррупцией?
– В компетенции бюро только должностные лица, перечисленные в Законе о конфликте интересов. В данном случае уборщица не является должностным лицом и ее действия будут квалифицироваться по другим статьям.
– Имеет ли значение, когда должностное лицо получает или вымогает взятку – в рабочее время или после него, в отпуске или на больничном?
– Исходя из определения взятки, ее может взять только государственный или муниципальный чиновник. Пока он находится в этом статусе, взятка будет считаться взяткой независимо от того, где чиновник находится и что делает.
– Предположим, пациент вознаграждает врача. Это квалифицируется как взятка или как благодарность?
– Если этому предшествуют некие договоренности, соглашения, по которым врач должен предпринять действия в интересах конкретного пациента, то – да, это взятка. Например, пациент дал деньги или другие блага, чтобы обойти очередь. Другое дело, если нет договоренностей или предумышленных действий, а пациент, вручая конверт с деньгами, благодарит доктора за уже проделанную работу, то это считается благодарностью.
– Допустим, мы с вами соседи. Могу ли я вам подарить бутылку коньяка или деньги на день рождения без опасения прослыть взяточником?
– (Смеется.) Можете. Но если при этом мы заранее оговорим, что я по вашей просьбе буду действовать в ваших интересах, то подарок превратится во взятку. Интересно, что в статье 13 Закона о предотвращении конфликтов интересов в деятельности государственных должностных лиц есть список, какие подарки могут принимать должностные лица, а какие нет. Пара примеров: чиновнику можно принести цветы, сувениры, награды и т. д.
– Какие действия говорят о том, что взятку либо вымогают, либо предлагают?
– Есть определенные критерии, по которым можно судить о вымогательстве взятки или попытке ее вручить. Например, люди рисуют какие-то цифры на бумаге, или указывают цифры на документе, или книге. Таким образом стороны вербально или невербально указывают на объем взятки, которую должностное лицо хочет получить, а подельник согласен заплатить. Вот за это и полагается уголовная ответственность по ст. 320 и 323 Уголовного закона.
– Что, если стороны только договорились об объеме взятки, но дальше дело не пошло? Можно ли судить их только за намерения?
– Дает ли человек взятку, принимает ли, предлагает ли или вымогает – каждое из этих отдельных действий уже является наказуемым. Бывают, конечно, случаи, когда лица добровольно отказываются от преступного деяния. Тогда в деле нет состава преступления.
– Газеты все чаще сообщают о задержании водителей, которые пытаются дать взятку дорожным полицейским.
– Такие дела находятся в ведении Бюро внутренней безопасности МВД, которая в основном и занимается расследованиями подобных случаев. Хотя, при необходимости, мы тоже можем расследовать такие случаи.
– Считается ли взяткой приглашение в ресторан или оплата путешествия?
– Взяткой считаются не только деньги, но и другие блага. В Уголовном законе указано, что любые льготы, которые предоставляются должностному лицу в обмен на решение в интересах второй стороны, будут считаться взяткой. Например, будучи должностным лицом, я имею право, как и любой житель страны, оформить себе карточку скидок. Но если предприниматель вместо стандартной скидочной карты, допустим, на 5–10% предлагает мне не предусмотренную политикой предприятия скидку, скажем, в 20%, и дает понять или же говорит прямо, что взамен я должен прикрыть глаза на нарушение, то даже скидочная карта становится взяткой.
Для того чтобы должностные лица Латвии не увлекались, в стране есть даже специальная комиссия по оценке подарков. По Закону о предотвращении конфликта интересов должностное лицо должно указать ценность всех полученных подарков.
– Как правильно фиксировать факт вымогательства или взятки?
– Годится любая документация факта – аудио, видео, фото. Но все же я рекомендую пострадавшим не вести самостоятельное расследование, а вовремя обратиться к нам и проинформировать о преступлении. Напомню также, что дающий взятку человек также может быть уголовно наказан. Однако в случае, если он приходит с повинной и информирует о совершенном преступлении, то может быть освобожден от уголовной ответственности.