"Эйфория по поводу того, что в Сирии демократически настроенный народ воюет против кровавой диктатуры Башара аль-Асада, уже давно утихла, - пишет Юрис Пайдерс в "Неаткариге".
В своё время Королевство Саудовская Аравия решило заменить непослушного сирийского президента другим лидером. Поскольку у любого авторитарного режима есть как тайные, так и явные противники, то речь была только о величине финансовой и военной поддержки. В 2011 году ободрённая и снабженная Саудовской Аравией оппозиция начала в Сирии местную арабскую весну, которая незаметно переросла в кровавую гражданскую войну.
К середине 2013 года стало ясно, что и сотен миллионов долларов саудовской династии будет недостаточно. Оппозиционные силы слишком слабы, чтобы нанести военное поражение Асаду. Его можно было свергнуть только с помощью внешних сил, желательно, армии США.
Но как добиться того, чтобы армия США вмешалась в сирийскую гражданскую войну? Тогдашний президент США Барак Обама провёл красную линию. Американские военные вмешаются в сирийский конфликт только в том случае, если будет доказано, что режим Асада использует против гражданских лиц химическое оружие.
В то время Сирия была одной из нескольких стран мира, которая не ратифицировала конвенцию по запрету химического оружия. На вооружении сирийской армии были значительные запасы очень опасного химического оружия, накопленные на случай вооружённого конфликта с Израилем.
Как только стали известны условия, на которых армия США вступит в Сирию, химическое оружие в Сирии сразу же было использовано. 21 августа 2013 года химическая ракета, наполненная зарином, была выпущена в направлении контролируемого оппозицией жилому кварталу города Гхоута, и убила десятки невинных людей.
Уже тогда «Неаткарига» писала о том, что президенту Асаду никоим образом не был выгоден подобный бессмысленный с военной точки зрения обстрел. В свою очередь, лидеры оппозиции сразу после взрыва химракеты звали и приглашали США начать войну в Сирии.
Использование химического оружия в 2013 году в Сирии доказано, но ответ на вопрос о том, кто применил ядовитый газ против бессмысленной с военной точки зрения цели, не найден.
Осознавая риски, президент Сирии согласился ратифицировать Конвенцию о запрещении химического оружия и уничтожить все химическое оружие в Сирии. Уничтожение химического оружия, находившегося в распоряжении Асада, было завершено в августе 2014 года. Однако, на территориях, контролируемых вооружённой оппозицией (в том числе в той части Сирии, которая оккупирована т. н. исламским государством), уничтожение химического оружия невозможно было проконтролировать.
С 2015 года, благодаря российской военной поддержке, стратегическая инициатива перешла на сторону президента Сирии, и для победы над оппозицией химическое оружие не нужно. Алеппо был взят с применением обычного вооружения.
Новый поворот в сирийском конфликте неметился 30 марта сего года, когда посол США в ООН Никки Хейли сказала, что свержение президента Сирии Башара аль-Асада больше не является приоритетом США: «Нашим приоритетом больше не является выступать и фокусироваться на освобождении от Асада».
Такое развитие событий означало бы крах политики Саудовской Аравии и позор Саудовскому королевству. Потрачены миллиарды. Ранее процветавшая земля превращена в руины. Пять миллионов сирийцев стали беженцами, а самое влиятельное королевство в мире бессильно перед мелким сирийским выскочкой.
Уже 4 апреля от крайне ядовитого вещества в городе, контролируемом сирийскими повстанцами, Хан Шейхун (в провинции Идлиб) погибли десятки мирных жителей, включая детей.
Оппозиция обвинила Асада в химатаке. Главными доказательствами были свидетельства местных жителей, которые утверждали, что в то время, когда над городом летали бомбардировщики, было четко видно, что из них выдувается отравляющий газ.
Я понимаю потребность демократических сил всего мира поддержать интересы саудовского королевства в Сирии. Столь терпимый, толерантный и демократический режим, как в Саудовской Аравии, нужно поддержать всеми ресурсами США и ЕС.
И все же я не забыл основы военной подготовки. Ядовитые газы по ветру раздували в Первой мировой войне, да и тогда только до середины 1917 года. Американцы во время войны во Вьетнаме с самолётов распыляли дефолианты, чтобы можно было сжечь джунгли, где скрывались партизаны. Современное химическое оружие наполняется в артиллерийские боеприпасы, боевые ракеты и авиационные бомбы.
Если действительно какая-либо сила в Сирии использует химическое оружие, то прежде, чем выдвигать обвинения, было бы целесообразно выяснить, кто эти злодеи, совершающие преступления против человечества? Или что - если задеты интересы Саудовского королевства, то преступников искать не надо!?
Уже 5 апреля посол США в ООН Никки Хейли изменила тон и сказала, что президент Сирии Башар аль-Асад - бессовестный человек. США пригрозили действовать в одностороннем порядке - без мандата Совета Безопасности ООН.
Война остаётся войной. Нет существенной разницы между зверствами сил Асада и «умеренной демократической оппозиции». Если силы Асада «жестоко» расправляются с захваченными в плен оппозиционерами, то силы умеренной оппозиции захваченных пытают, а затем зверски убивают, ссылаясь на демократические ценности.
Не в интересах человечества встать на сторону одной из двух противоборствующих сил. В интересах человечества было бы добиться того, чтобы за преступления против человечности были наказаны не только те, кто выполнял приказ, но и те, кто его отдавал — те правительства, которые начали конфликт, финансировали его и снабжали оружием. Только, к сожалению, мир ещё не готов к тому, чтобы за преступления наказывать главных виновников - лидеров держав."