Юрис Бинде: будет ли человечество порабощено искусственным интеллектом?
Виртуальное и реальное: что победит? Об этом мы поговорили с руководителем Latvijas Mobilais Telefons (LMT) доктором экономики Юрисом БИНДЕ.
— Господин Бинде, что тут у вас в здании происходит? На лестнице мы обнаружили киношников, устроивших в здании съемочную площадку.
— Творческая команда занимается созданием фильма, а мы все это «безобразие» поддерживаем! Это интереснее, чем, скажем, тратить деньги на рекламу... Вместо этого мы с радостью содействуем рождению качественного сериала. Режиссер — Улдис Ципстс (известный русской публике по мелодраме с Марией Куликовой «От ненависти до любви". — Прим. авт.). Осенью этого года первые 10 серий можно будет смотреть по нашему смарт–телевидению LMT.
В центре сюжета — молодая, уверенная в себе женщина, специалист по IT–технологиям. Она делает успешную карьеру, однако не вполне счастлива... Это история о том, как живут люди в параллельных мирах: виртуальном и реальном...
— Если говорить о столкновении виртуальной картинки с реальным миром человека — вам не кажется, что сегодня наступило время парадоксов?
— Гипертрофированное взаимодействие части людей со смартфонами и гаджетами беспокоит даже гениев Кремниевой долины. Но это вовсе не значит, что надо останавливать научно–технический прогресс! Во–первых, это невозможно; во–вторых — бесполезно и даже вредно.
Выход в том, чтобы находить равновесие, обретать баланс между положительными и отрицательными сторонами этого самого прогресса. Телефон действительно может облегчить будни, сделать мир каждого из нас лучше и эффективнее, но может и отвлечь от самой жизни; все зависит от задач и понимания сути вещей.
Скажем, топором можно рубить дрова, но можно и воевать — это вопрос цели и выбора каждого человека. Поэтому, погружаясь в цифровое пространство, так важно включать то, что называется трезвым разумом, и сознательно отстраниться от ненужного или второстепенного.
Сегодня многое происходит без физической встречи: мне — SMS, вам — SMS, ему — письмо по интернет–почте, им — по WhatsApp... И если те, кому сегодня за сорок, не потеряли еще ораторских и разговорных навыков, то дети становятся косноязычными.
— Как это можно исправить?
— Конечно, задача дошкольных и школьных учреждений — учить детей именно говорить. Тестовая система контрольных и экзаменов должна идти рядом с классической схемой, проверенной веками: учащиеся должны отвечать на вопросы педагога старым проверенным методом: встал и рассказал тему... Особенно важно это так же делать во время экзаменов — думаю, все равно такой подход к обучению вернется рано или поздно.
Еще одно из побочных влияний технологических гаджетов — то, что сейчас уже многие не умеют выразить свое мнение в объемных предложениях и текстах: 160–240 знаков — это все, что они могут написать и воспринимать. Прочитать книгу — это уже очень сложно для тех, кто привык воспринимать короткую информацию и клипы соцсетей...
При этом я уверен, что человечество переболеет и тестами, и смартфонами, — совершенно точно, что привычки пользования гаджетами в обществе тоже кардинально изменятся. Конечно, останутся люди, которые будут в них жить, но большинство выработает определенный иммунитет к подобной зависимости и будет использовать смартфоны намного умереннее.
Прикладная фантастика
— LMT — один из лидеров мира по развитию сотовой связи, телекоммуникаций, цифровых систем и того, что мы называем искусственным интеллектом. Речь идет о роботах?
— Основатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб назвал искусственный интеллект одной из основных движущих сил четвертой промышленной революции. Это признанная область науки и инжиниринга, занимающаяся созданием машин и компьютерных программ, обладающих интеллектом. И это одно из полей нашей деятельности.
— Как известно, компания LMT во второй раз приняла участие в выставке мобильных технологий MWC в Барселоне.
— Да, в этот раз мы представили четыре главных направления нашей деятельности, которые связаны с искусственным интеллектом: решение call–центра для мобильной сети и интерактивного телевидения; цифровые дорожные решения и связанные с ними автомобильные технологии; интернет–датчики и шлюзы; беспилотные спасательные аппараты с компьютерным зрением и решения по управлению беспилотными летательными аппаратами.
Мы стоим на пороге больших экспортных прыжков, скоро вы об этом узнаете... LMT начинает работать, что называется, на экспорт, предлагая мегакомпаниям планеты наши технологичные, высокоинтеллектуальные системы и решения.
Мы, по сути, даже из телевидения сделали один большой смартфон, где каждый пользователь может создавать свои уникальные пакеты программ. В прошлом году мы отработали систему и готовы представить ее потенциальным партнерам.
У нас есть несколько интересных проектов в сотрудничестве с Латвийским университетом. Создана математическая модель, при помощи которой можно выстраивать административно–территориальные модели: нам понятно, с какого места и куда перемещается поток людей по всей стране.
Хочу только уточнить, что данные эти анонимизированы так, что совершенно невозможно определить, кто куда конкретно перемещается. За три года нами проведено 10 миллиардов наблюдений, что дает точную картину. На этой платформе можно определить места, где особенно нужны школы, административные центры, больницы...
С Техническим университетом мы активно занимаемся дронами — вернее, использованием этих летающих крошек–беспилотников для поисково–спасательных и других работ. Так, в прошлом году, когда случился большой пожар в валмиерских болотах, успешно использовались дроны с камерами инфракрасного видения: эти умные машины точно определили координаты мест, где под слоем растительности и земли горел торф. Это во многом спасло ситуацию...
— Знаю, что LMT в этом году номинировали на международную телекоммуникационную премию Global Mobile Awards 2019 (GLOMO Awards) в двух категориях: «Европейский пионер 5G» и «Лучшая инновация мобильных технологий» за интерактивное телевидение LMT. В обеих номинациях ваша компания выставляет телевидение 5G...
— Технология мобильной связи пятого поколения (5G) характеризуется главными параметрами: это очень высокая скорость передачи данных — до 10 Гбит/сек. с очень маленькой задержкой — в миллисекунду. Мы в Латвии, кстати, привыкли к очень высоким скоростям Интернета и малым задержкам — в среднем 15–20 миллисекунд. В европейских странах этот параметр может достигать даже 40 миллисекунд, а при открытии сайта — секунд. Качество Интернета в Латвии, в чем немалая заслуга LMT, просто одно из лучших в мире.
(Согласно информации, подтвержденной предприятием по аналитике данных Tefficient, клиенты LMT на третьем месте в мире по объему потребления мобильных данных в 2018 году. LMT стоит сразу же за кувейтской компанией Zain и финской DNA, о чем свидетельствуют предоставленные Tefficient данные. — Прим. авт.)
В настоящее время LMT по числу базовых станций и частотному покрытию имеет одно из мощнейших (если не самое мощное!) покрытий в Европе. Именно поэтому мы в сети LMT можем предложить такие инновационные решения, как смарт–телевидение, мобильная централь звонков, системы управления бизнес–ресурсами и другие, потребляющие большие объемы данных.
Наша философия состоит в том, чтобы поощрять потребление данных в мобильной сети, чтобы клиенты могли без ограничения объема пользоваться мобильным Интернетом для всего, что им необходимо. Большинство операторов в других странах мира все еще этого не обеспечивают, что и отражает наша позиция в рейтинге Tefficient.
Компания LMT в прошлом инвестировала в оказание услуг качественного мобильного Интернета, развитие сети и услуг 27 миллионов евро — больше, чем все остальные операторы мобильной связи, вместе взятые.
— Хотелось бы, пользуясь случаем, уточнить: вокруг антенн 5G в обществе курсирует много слухов насчет излучения, которое, говорят, вроде бы очень сильное...
— Существуют нормы Международной организации здравоохранения, в которой указаны безвредные уровни интенсивности электромагнитного поля. В реальной жизни на расстоянии 10 (!) метров от антенны реальный уровень составляет порядка 5–7 процентов допустимого уровня, то есть фактически это в 10–15 раз ниже нормы. Еще скажу, что у всех зданий, на которые может крепиться антенна, в основном железобетонные покрытия, а это создает еще один слой задержания электромагнитного поля.
Поверьте, базовые станции с 5G — это совершенно безопасно для человека. Более того, для здоровья даже хорошо, что в Латвии много базовых станций, потому что сегодняшний телефон имеет адаптационную функцию: чем ближе к базовой станции вы находитесь, тем сильнее снижается мощность электромагнитного поля, живущего в вашем собственном телефоне!
— Господин Бинде, скажите, что держит высокопрофессиональных работников на одном месте — в LMT? Уровень зарплат?
— Деньги важны! Мы это понимаем и по достоинству оцениваем вклад людей в общее дело. Однако осмысленная радость труда — это то, что всегда будет отличать самого интеллектуального робота от мыслящего человека.
Людмила ВЕВЕРЕ