В политической среде нет недостатка в людях, для которых "формирование" новых правительств и коалиций - это как хобби. Они не умеют говорить ни о чем другом, сидят в кафе с одними и теми же "политиками", "строят планы" и "свергают и формируют правительства". Обычно только на бумаге, а чаще на уровне болтовни.
Но на этот раз ситуация более серьезная, хотя далеко не все разделяют высказанную Шлесерсом с детской непосредственностью "100-процентную уверенность". И все же конец нынешнего правительства Кришьяниса Кариньша близок как никогда.
Интересна реакция представителей коалиционных партий на эти заявления Шлесерса. Ни Эдгару Таварасу из Объединенного списка (ОС), ни Рихарду Козловскису из "Единства" они явно не понравились. Эту неприязнь легко объяснить: теоретически можно сформировать коалицию и без этих партий. На данный момент ни ОС, ни "Единство" не могут быть абсолютно уверены, что для них найдется место в новой коалиции, если таковая будет создана. Именно поэтому они морщатся, когда Шлесерс объявляет о скором "конце света".
Теоретически, можно создать коалицию и без Национального объединения (НО), но это уже будет революцией на латвийской политической арене. Революцией в том смысле, что в игру будут вовлечены почти все политические силы, кроме "Стабильности!" В этом случае у различных "государственных плантаторов" действительно появился бы чрезвычайно широкий спектр возможностей комбинировать, обещать, покупать и договариваться.
Но пока наш политический класс не созрел для такой "революции". По-прежнему громко звучит песня про прокремлевские и олигархические силы, что в переводе с политического латышского означает: доминирование "Единства" на политической арене должно быть сохранено. Что это означает на практике в нынешней политической консистенции?
Сохранить существующую коалицию в нынешнем виде можно практически только в одном случае - если коалиция выдвинет единого кандидата в президенты и все дружно проголосуют за него. Это значит, что ОС придется в какой-то момент снять своего кандидата Улдиса Пиленса, если они хотят остаться за столом переговоров.
Не случайно, что Союз зеленых и крестьян (СЗК) не выдвигает своего кандидата на пост президента, хотя в прошлом с уверенностью заявлялось, что он обязательно это сделает. Осторожная риторика Виктора Валайниса из СЗК дает понять, что они тоже готовы сыграть в игру "формирование коалиции". Осталось только "Единству" протолкнуть своего человека и установить новый порядок - президент республики отныне будет президентом коалиции, главной задачей которого должно стать обеспечение ее подавляющего доминирования в обществе.
Это уже делается. Единство" по-прежнему остается сильнейшим на поле. Их кандидат имеет наилучшие шансы на победу. Если Пиленс отойдет в сторону и коалиция останется прежней, то ОС окажется в положении младшего сателлита "Единства", номинально сохраняя свои министерства/ленные пажити.
Но что, если ОС упрется? Тогда ключ к коалиции оказывается в руках СЗК. Правда, тут возникает вопрос Айвара Лемберга, этой занозы в боку правящего политического класса. Что же тогда будет с прежними обещаниями "Единства" даже в поле не садиться с ним рядом?..
Впрочем, этот вопрос встанет только если ОС "упрется" и не сдаст своего кандидата. Если "сдастся", то коалиция останется такой, какая есть, или даже будет дополнена прогрессистами в рамках доминирования "Единства". Говорить о кандидате в президенты от Прогрессистов Элине Пинто в данном контексте не имеет смысла, поскольку она выдвигается лишь для политического пиара.
Основными факторами, определяющими выбор "Единства" между ОС и СЗК в пользу АС, являются следующие: 1) люди, формирующие общественное мнение (в классовом смысле), находятся в острой, квазирелигиозной конфронтации с СЗК как таковой. Этот религиозный пыл не приемлет компромиссов, не говоря уж о совместной работе;
2) старожилы "Единства", которые до сих пор задают тон в партии, еще помнят процесс формирования второго правительства Лаймдоты Страуюмы в конце 2014 года после выборов в 12-й Сейм и "переворот" в феврале 2016 года, в котором "Единство" потеряло премьерство и было сформировано правительство Мариса Кучинскиса. В обоих случаях СЗК добился наилучшего для себя результата с позиции силы.
Теоретически существует и вариант формирования новой коалиции без "Единства". СЗК и ОС "забывают" старые обиды и формируют новую политическую доминанту. Арифметически проблем нет. СЗК + ОС + НО + ЛПП = 53. Даже политически, любые потенциальные разногласия между, скажем, НО и ЛПП могут быть зарезервированы в коалиционном соглашении. Проблема в другом.
Такая коалиция означала бы не только политическую, но и классовую революцию. Правящие политические кланы будут отодвинуты в сторону, и на первый план выйдут пассажиры нижних палуб политического "Титаника". (Тот факт, что на этих нижних палубах обитают несколько миллионеров, не должен смущать. В "благовоспитанном" обществе существуют другие критерии, по которым можно определить инсайдеров и аутсайдеров, верхи и низы).
Такая "революция" была бы совершенно неприемлема для класса, формирующего общесвенное мнение. Из каждого утюгам нам ежедневно кричали бы об ужасах о режима Лембергса/Шлесерса и примкнувшего к ним Пиленсе. Все беды были бы приписаны этому правительству, а его популярность вряд ли была бы высока, потому что мировая экономическая ситуация не собирается дуть в паруса нового правительства. В долгосрочной перспективе это подорвет популярность всех сил, входящих в такую коалицию.
Поэтому коалиция с "Единством" во главе гораздо более реалистична. С кем - это уже другой вопрос. В любом случае, это будет интересная политическая игра, в которой станет ясно, кто на что способен".