Что это за «болезнь X»?
К счастью, никакой «болезни X» на самом деле не существует — во всяком случае, пока. Это условное обозначение для не известного на сегодняшний день инфекционного заболевания, потенциально способного привести к международной пандемии в будущем. В 2020 году некоторые эксперты в области здравоохранения пришли к выводу, что первой «болезнью X» в истории можно считать COVID-19.
Что может стать причиной «болезни Х»?
Некоторые ученые предполагают, что кандидат на роль возбудителя «болезни Х» должен быть похож на возбудителя COVID-19 — коронавирус SARS-CoV-2. Скорее всего, это тоже будет РНК-вирус: например из семейства флавивирусов, ретровирусов или ортомиксовирусов. Вероятно, к людям он попадет таким же путем, как и SARS-CoV-2, то есть от животных. Такие вирусы называют зоонозными.
Вероятность появления нового вирусного зооноза повышают несколько факторов:
Большое количество разных видов животных — чтобы вирус получил «стимул» мутировать и перебираться от одного вида к другому;
Существование крупных сообществ людей, у которых есть проблемы с получением качественной медицинской помощи, — это увеличивает вероятность, что новый вирус-мутант будет быстро передаваться от человека к человеку.
Поэтому наиболее вероятно, что возбудитель «болезни Х» появится в тропических странах Африки или Азии с низким или средним уровнем дохода населения.
Вирусы — единственные кандидаты на роль причины новой пандемии?
Нет. Часть ученых считает, что возбудителем «болезни X» может стать и устойчивая к антибиотикам бактерия. Если учесть, что в течение нескольких десятков лет устойчивость большинства бактерий к «антибиотикам последнего шанса» вроде карбапенемов и колистина неуклонно растет, этот сценарий не кажется таким уж невероятным.
Как предполагается действовать, если настанет «час Х»?
Для ответа на этот вопрос важно напомнить, что термин «болезнь X» сотрудники ВОЗ придумали еще в 2018 году — как раз для того, чтобы разработать международные инструменты контроля за возможной пандемией. Количество таких инструментов велико: это и изучение целых классов вирусов, и разработки в области вакцин, и международные системы учета заболеваний.
В 2022 году Европейский журнал публичного здравоохранения опубликовал статью, в которой были перечислены стратегии подготовки к «болезни X»:
Улучшение эпидемиологического надзора за болезнями людей и животных. Когда люди начнут заражаться неизвестной болезнью, ученые должны быть готовы как можно скорее выделить возбудитель, разобраться, что это такое — вирус, бактерия или другой патоген, — и понять, на каких уже известных возбудителей новый патоген похож больше всего.
Быстрая организация мероприятий по снижению риска распространения нового заболевания среди людей. Меры должны быть адекватными. То есть ученые должны понимать, когда достаточно мытья рук после улицы, а когда нужен полный локдаун в очаге инфекции.
Усиление исследовательских программ для сокращения временного разрыва между разработкой и реализацией медицинских контрмер. Проще говоря, ученые должны иметь возможность создать новую вакцину или лекарство не за год, как было в случае пандемии COVID-19, а, например, за 100 дней.
Быстрое внедрение мер для сдерживания крупномасштабной эпидемии. То есть у правительства должна быть возможность организовать социальное дистанцирование и быстро привить новой вакциной как можно больше людей в своей стране.
Разработка международных протоколов для обеспечения справедливого распределения и глобального охвата лекарствами и вакцинами. Это значит, что правительства развитых стран должны быть готовы не просто создать вакцины и лекарства для своих граждан, но и отправить их в очаг инфекции.
На горизонте новая смертоносная пандемия?
Мы не знаем. Собственно, в этом и состоит концепция «болезни X»: мы начинаем готовиться к новой возможной пандемии, еще не представляя, что именно это будет за болезнь, какие у нее будут симптомы и откуда ее ждать.
Хотя СМИ охотно распространяют предупреждение ВОЗ о том, что «болезнь Х» может оказаться в 20 раз смертоноснее COVID-19, не совсем понятно, откуда взялись эти пугающие прогнозы. Судя по всему, первоначальная цитата об опасности пока не наступившей пандемии принадлежит исследовательнице Кейт Бингэм из Британской рабочей группы по вакцинам. Однако никаких аргументов в пользу такой оценки она не привела. Скорее всего, это просто фигура речи, которая нужна, чтобы привлечь внимание к проблеме.
При этом зловещее словосочетание «болезнь Х» очень понравилось некоторым сторонникам теории заговора. Это те же люди, которые считали COVID-19 искусственно созданной болезнью и обвиняли правительства своих стран в том, что они используют коронавирус как биологическое оружие.
К форуму в Давосе такие «скептики», кстати, тоже относятся с большим подозрением — по их мнению, в Швейцарских Альпах мировые элиты разрабатывают план новой спланированной пандемии. Никаких доказательств правоты сторонников этой теории заговора нет. Более того, их аргументы неоднократно опровергались разными группами фактчекеров.
Мир готов к «болезни Х»?
Большинство исследователей, действительно, сходятся в том, что к пандемии COVID-19 человечество подошло неподготовленным. Однако выдержало удар — и многому научилось. Например, в нашем арсенале теперь есть опыт ускоренной разработки новых и при этом эффективных вакцин. Кроме того, министерства здравоохранения разных стран получили беспрецедентный опыт координации и обмена опытом, а ученые-вирусологи — крупные гранты для продолжения исследований.
Однако эти ученые предупреждают: хотя пандемия COVID-19 и значительно повлияла на весь мир, как только она отойдет на второй план, системы здравоохранения столкнутся с прежними проблемами. В этом сценарии политики могут использовать низкие темпы восстановления экономики после пандемии как повод отложить финансирование подготовки к приходу «болезни X» — и в результате не смогут принять своевременные меры.