Уже несколько денй турецкая армия ведет настоящий бой в городе Диярбакыр, который считается неформальной столицей турецких курдов. Армия блокирует несколько районов города и ведет огонь на поражение. Огонь ведется не только из стрелкового оружия, но и из артиллерии. Массовое бегство населения из города уже привело к тому, что он стал практически безлюдным - из 70 тысяч осталось около 20.
Бои в Диарбакыре идут на территории исторического района Сур, в котором находится несколько архитектурных памятников — старинных церквей и мечетей, а сам район окружен многокилометровой крепостной стеной, некоторые фрагменты которой относятся к 4 веку до нашей эры.
Столкновения между полицией и сторонниками Рабочей партии Курдистана (РПК) на юго-востоке Турции продолжаются уже несколько месяцев. В частности в декабре турецкие власти ввели комендантский час в ряде населенных курдами регионов на юго-востоке страны, в том числе и в районе Сур города Диярбакыр. По данным генштаба Турции, с середины декабря в районах антитеррористической операции было уничтожено более 750 курдских боевиков, однако курдские активисты настаивают, что большинство погибших — это случайные жертвы из числа мирных жителей.
Активная фаза операции против активистов РПК в центре турецкого города Диярбакыр, который считается неформальной столицей турецких курдов, началась в ночь с 4 на 5 февраля.
Напомним, что 14 января в городе Чинар, который находится недалеко от Диярбакыра, произошел наиболее масштабный за последнее время теракт, в ходе которого погибло шесть человек, в том числе женщина и ребенок, а еще 39 получили ранения. Ответственность за взрыв у полицейского участка в Чинаре турецкие власти возложили на Рабочую партию Курдистана (РПК) — которая считается террористической организацией номер один в Турции. Впрочем, ни РПК, ни другая группировка не взяли на себя ответственность за случившееся. За два дня до этой атаки в туристическом центре Стамбула также произошел теракт устроенный гражданином Сирии, в ходе которого погибли 10 и были ранены 15 человек.
Ожесточенность столкновений говорит о том, что обстановка находится практически на грани - у турецких властей все меньше возможности маневрировать. Старшее поколение активистов и руководителей РПК имеет слабое влияние на молодежь - а она жестко обвиняет его в соглашательстве с турецкими властями и отказывается подчиняться. Огромные запасы оружия, включая и современные армейские системы, наводнили регион, и нынешняя РПК выглядит для Турции гораздо более опасным противником, чем та, что была несколько лет и даже десятилетий назад. Небольшие партизанские группы уступили место большим и обстрелянным войсковым соединениям. При этом у РПК появился свой тыл - это курдские районы Сирии.
Раньше у курдов тылом служило местное население, и турецкие войска и спецслужбы имели возможность вести классическую противопартизанскую войну, целью которой было отсечение партизан от поддержки местного населения. Сегодня эта тактика не работает - курды имеют возможность использовать сирийскую территорию в качестве базовой.
Все это толкает Турцию к проведению масштабной войсковой операции в Сирии. Других способов справиться с курдской угрозой у Эрдогана нет - либо придется воевать в своих городах, как сейчас это происходит в Диярбакыре.