«Очень плохо!», — так кратко описывает свои ощущения от новостей из Украины Вера, которая сейчас живёт в Аугшдаугавском крае.
«Там у меня двое сыновей, две сестры и брат, а также внуки и правнуки. Я из Черновицкой области, города Герца. Звонила сыну, он сказал, я возле границы с Румынией, тут ещё нет ничего. Одесса, Донецк, Донбасс, Харьков — всё в той стороне [происходит]. Хотела домой ехать. Если кто-то за котом присмотрит, поеду. Должна быть с детьми. Они сказали, чтобы я тут осталась, а я хотела [ехать]», — говорит женщина.
Вера оказалась в Латвии после развода. Дети были с родителями в Украине, а в Латгалию приезжала на заработки.
«9 мая будет 35 лет, как я в Латвии. Уже вторая родина. Езжу домой, но не могу привыкнуть. В прошлом году была там два месяца, пора привыкать, но сюда тянет — и всё», — делится она.
Вера рассказывает, что уже собиралась ехать к детям, но здешние подруги и живущие в Украине дети настояли, чтобы не спешила.
По данным Управления гражданства и миграции, на 1 июля 2020 года в Даугавпилсе проживало около 1 700 украинцев и ещё около 300 в сегодняшнем Аугшдаугавском крае. Надежда Стаховская говорит, что последние два года из-за пандемии не удавалось собираться, и сейчас люди делятся своими мыслями по телефону.
«Что касается сегодняшней ситуации в Украине, то уже сегодня мне несколько человек звонили. Люди в растерянности, все переживают. Там родные, близкие. К сожалению, многие наши украинцы, особенно пожилые люди, которым по 70-80 лет, латышский язык знают плохо, а на русском языке никакой информации нет. А ту информацию, которую даёт наше Латвийское телевидение на латышском языке, к сожалению, не все понимают. Они растерянные звонят и спрашивают, что же там в конце концов происходит», — переживает она.
«Что можно сказать в этой ситуации? Очень сложно. Тяжело. Переживаем, беспокоимся и, к сожалению, сердце болит, но ничего сделать не можем», — признает Н. Стаховская.
Единственное, что возможно, — это помогать по мере сил, когда появятся беженцы из Украины.
«Естественно, чем сможем, будем помогать. Безусловно каждая семья найдёт возможность кого-то приютить у себя», — говорит Надежда.