За два дня в Белоруссии задержаны три автора портала Regnum (публиковавшиеся также в «Ленте.ру»): Юрий Павловец, Дмитрий Алимкин и Сергей Шиптенко. Возбуждено уголовное дело по статье 130 Уголовного кодекса — «разжигание межнациональной розни».
Дмитрий Алимкин - публицист из Бреста (псевдоним — Алла Бронь), Юрий Павловец - минский политолог (публицистический псевдоним — Николай Радов), а Сергей Шиптенко - корреспондент «Регнума». Арестованным грозит лишение свободы до пяти лет. Если следователи докажут, что подозреваемые действовали сообща — а они публиковались на одних и тех же российских информационных ресурсах — им могут вменить групповое преступление. Это уже до 12 лет.
Алимкин, Павловец, Шиптенко
Дело возбуждено по доносу некого Дениса Рабянка — он называет себя «демократическим активистом». Об аресте журналистов белорусский демократический активист сказал следующее: «Они должны сидеть за решёткой. Это не детские игры. Под ударом существование Беларуси как независимого государства… Не знаю, как люди, граждане Беларуси, так ненавидят свое государство.
Если тебе так не нравится, то бери вещи и езжай на Сахалин, пространства в России хватает».
Действительно, как видно из текстов всех троих арестованных, это идейные люди, сторонники дружбы с Россией. Они жестко критиковали белорусских националистов и самого Лукашенко за отход от сотрудничества с Россией. Например, 25 октября Алимкин написал статью «Беларусь уходит из Русского мира исподтишка, с учетом украинского опыта»:
«Если кто не знает, на белорусском языке в Белоруссии говорят только дикторы радио-телевидения, преподаватели белорусского языка и русофобская оппозиция».
Юрий Павловец в конце августа опубликовал материал под заголовком «Зачем в Белоруссии хотят воевать с Россией?», в котором обвинил провластных политологов в нагнетании русофобии. И это, как утверждал Павловец, делается для отвода глаз от экономических проблем страны. Шиптенко открыто подписывался своим именем и писал, например, вот такое:
«Дальше падать уже просто некуда. Или мы восстановим страну, воссоединимся и возродимся, или будем прокляты навеки, мучительно погибнем и станем назёмом».
В другой резонансной статье он сравнивает государственный «день вышиванки» с культмассовыми мероприятиями нацистской оккупационной администрации.
Материалы следствия пока не обнародованы, но уже известно, что, например, правоохранители, кроме всего прочего, обратили внимание на следующие высказывания Алимкина:
«…Дело в том, что у белорусского языка всё равно нет никаких шансов. Он никому не нужен, кроме обезумевшего недогосударства, стремящегося свернуть себе шею на Майдане по примеру соседей…»
«…Белорусский язык нужен только для того, для чего и был придуман — для постепенного перевода русских в поляков...»
А также эти:
"Нет «белорусов» как национальной группы. Немцы и армяне — есть, а «белорусская нация» — пока только проект, проект польский и русофобский".
Но есть и другая версия: Алимкина взяли 8 декабря, а 5 декабря появилась его последняя статья, где он писал не о белорусском языке, а об откровенно расистском видеоблоге официозной газеты "Советская Белоруссия", где ведущий говорил о генетичеких отличиях белорусов от русских - в том духе, в котором относительно недавно высказался одиозный министр культуры Украины. То есть арестовали журналиста, указавшего на разжигание розни белорусским официозом.
"При этом никаких оскорблений и призывов к погромам в публикациях Алимкина и Павловца нет. Чего не скажешь об освобожденном месяц назад свидомом блогере Эдуарде Пальчисе, попавшем за решётку по всё той же 130-й статье. Пальчиса, который русских иначе как «свинособаками» не называет, недавно выпустили из тюрьмы, приговорив к «ограничению свободы», и вместо него задержали трёх русских публицистов, - пишет российский "Спутник и погром". - Мы уже давно пишем о том, что Белоруссия движется по украинскому пути — но тихо, без войны и плясок. Лукашенко, которого местные националисты всю жизнь ругали русофилом, заговорил на мове, ЕС в ответ снимает с него санкции и упрощает визовый режим, и вот теперь в Белоруссии начали сажать прорусских публицистов".
Кстати, в последнее время тема отхода Белоруссии от традиционного сотрудничества с Россией зазвучала и на российском телевидении.
Так в передаче "Время покажет" недавно вышел сюжет "Соседи", где прямо сравнивались режимы в Киеве и в Минске с тем посылом, что в Минске больше не хотят дружить с Москвой.
В тот же день на телеканале "Звезда" показали ток-шоу "Процесс". Сюжет назывался "Россия – Беларусь. Вместе без обид". Авторы передачи собирались получить ответы на следующие вопросы: "Кто на Западе готовит разрыв связей между нашими странами? Пока руководители двух государств встречаются в Москве и вместе успешно решают вопросы экономической интеграции, в Беларуси взращивается национализм и происходят попытки переписать историю. Кто заинтересован в расколе общества? Как Запад финансирует оппозиционные движения?"
Недавно ещё был большой скандал вокруг запрета на георгиевские ленточки в маршрутках Бреста (и вообще в общественном транспорте Белоруссии), он вызвал бурное негодование россиян.
Итак, "самый пророссийский режим на постсоветском пространстве" арестовал пророссийских же журналистов. Неожиданно? Еще бы. Немудрено, что ни в Москве, ни в Европе пока не поняли - как реагировать на ситуацию. Вообще то, по европейским стандартам арест журналистов за высказанное мнение (если это не призыв к насилию) - за гранью добра и зла. Тем более что арестовывает их "последний диктатор Европы", как еще недавно называли Лукашенко в Брюсселе.
То ли дело Польша: в мае нынешнего года польскими властями был арестован Матеуш Пискорский – лидер консервативной партии «Перемена», требовавшей выхода из Евросоюза и интеграции с Россией. Его обвинили в государственной измене, но протестов из Европы не последовало - все же Польша как бы своя. А тут... "самая недемократичная страна Европы" вдруг решила побороться с "российской пропагандой". Поневоле у европейских политиков и правозащитников башка треснет - чью же сторону занять?
Да и латышские политики, наверняка, озадаченно чешут затылки. Раньше то, понятно, Лукашенко был если не "исчадием ада", то первым слугой Сатаны. А сейчас - прямо хоть пример с него бери. Да и первые доносы, подобные тому, что написал Рабянок, уже появились.
Вот в "Неаткаригу" поступило письмо студента TSI: "Преподаватель несколько раз рассказывал о периоде советской оккупации – как тогда было и что происходило. Он рассказывал об этом не с отрицательной точки зрения, выглядело, будто он прославляет оккупационный режим. С моей точки зрения, такие слова нельзя произносить в университетской аудитории – в зале находились не только местные студенты, но и иностранцы". Готовое дело, не хуже чем у Максима Коптелова - бери и шей!
Не очень удобно правда, подражать режиму, который еще вчера сами же объявляли "осколком тоталитаризма", но... поднимите руку, кто считает наших политиков убежденными демократами и либералами? Никто? Что и требовалось доказать. В конце концов, разница между Лукашенко и нашим кумиром Улманисом I - только в векторе. В методах нет даже стилистических расхождений.
Олег СКРИНШОТОВ.