Кристина изучает музыкологию, а в музыкальной школе учит игре на аккордеоне. Второе место работы – общеобразоват
Мама Кристины – из Латгалии, а отец – латыш, который разговаривает на русском и польском.
В ноябре вместе со школьниками решила повторить гимн, ведь ноябрь – патриотический месяц. Но от ребят постарше послышались не самые восторженные комментарии.
Одни школьники спрашивали, почему нельзя учить российский гимн, а другой сказал, что армянин и хочет петь гимн Армении. Половина сказала: «я не люблю гимн, он мне не нравится, я сам не поднимаюсь, когда он звучит», — рассказал учительница.
«О какой лояльности с моей стороны можно говорить? Что именно [министр образования Карлис] Шадурскис думал... Я действительно не понимаю, как это относится к учителю», — сказала Кристина.
Помимо этого, она не понимает почему закон вообще приняли, пока у учителей такая маленькая зарплата.
«Каждый делает свою работу, моя работа — учить музыке, привести простых школьников в мир музыки, чтобы когда они закончили школу, то ходили на классические концерты, узнавали композиторов, о которых мы говорили на уроках (...) Работа депутатов – поддерживать свой народ, но я не вижу, чтобы государство заботилось о своем народе, выполняло свою задачу», — сказала Кристина.
В средней школы в Мисе работает учитель истории и социальных знаний — Ингрида Ваисьюне. Школа находится в 50-60 км от Риге, и часть пути к ней нужно ехать по неасфальтированной дороге. Во дворе бегают курицы, петухи и белые козочки.
Ингрида работает здесь уже двадцать один год. Она считает, что поправки ее не касаются, так как она учит детей трем вещам — знать свою землю, свою историю и говорить на латышском языке.
«Единственное, я часто задумываюсь, почему [поправки о лояльности] вообще ввели», — сообщила Вайсьюне.
Она также преподает в вечерней школе. И вспомнила, что совсем недавно разговор на уроке зашел и о России. Рассказывая учащимся о различных моделях управления государства, она упомянула о том, как Владимир Путин и Дмитрий Медведев сменяют друг друга на посту. И во время презентации переключила на слайд с их фотографиями.
Один из учащихся, взрослый человек с критическим мышлением, иронически заметил: «да, да, вам нехватку лояльности не поставишь в упрек — картинки размещены правильно, как и установлено государством», — вспомнила учительница.
«Но, когда я делаю свою работу, то не думаю — лояльно это или нет, я это делаю по велению сердца прежде всего», — сказала Ингрида.
Она припомнила, что по словам министра – 99,9% учителей лояльны. «То есть закон приняли для 0,1%...», — выразила она свое недоумение.
Она считает, что лояльность, отношение и патриотизм — уже заложены в стандарт образования и лояльность нельзя измерить.
«Я часто думаю о таких вещах, как контроль над мыслями и мне это кажется противоестественным. Одно из ощущений — «Большой Брат», который следит за всеми в романе Оруэлла», — отметила Ингрида.
Кристап Заляйс — учитель математики и экономики в Саласспилской первой школе. Он выходец программы Iespējamās misija и работает в школе уже третий год.
«Понимаю, что это бессмысленно и мне это кажется нелогичным», — сказал Кристапс.
У него родилось подозрение, что те, кто эти поправки принимал «сами не были в школе и решают такие вещи, которые сами не понимают». Кристап указал, что понятие «лояльности» точно не определено. Не сказано, где его границы.
О поправках у него одно опасение — это может ограничить возможности учителя дискутировать со школьниками, но, если не будет дискуссии, то молодые люди «будут принимать за правду первый сумасшедший заголовок, который увидят в интернете».
Кристап рассказал, что часто ученики хотят знать его мнение, например, о террористических актах или о делах государства.
Он преподает также экономику, и буквально недавно его спросили о налоге на микропредприятия — действительно ли это так «ужасно». Тогда он рассказал своим ученикам мнения различных экспертов и объяснил, что никто до конца этого не знает, но и мнения не до конца ложные.
«Я считаю, что ни один взгляд на ситуацию не является правильным, но у них есть право думать так. И здесь важно смотреть, что является источником информации», — убежден учитель.