Одним из известных латвийских политологов последнего времени является Филипп Раевский. СМИ охотно обращаются к нему за комментариями. Но в последнее время – то ли под влиянием расстановки сил перед выборами в Рижской думе, то ли еще по каким причинам, но многие его высказывания или действия начинают вызывать вопросы. Попробуем разобраться по порядку.
Раевский и Rīgas Satiksme
С неделю назад один из российских порталов опубликовал комментарий Филиппа Раевского, всвязи с Rīgas Satiksme и издаваемой предприятием корпоративной газетой для работников и клиентов. Латвийский политолог на российском портале обвинял бывших депутатов Рижской думы в причастности к издательству газеты для муниципального предприятия, на что оно тратило значительные денежные суммы.
Правда, Ф.Раевский ни словом не упомянул о том, что до 2009 года газету для Rīgas Satiksme издавало связанное с ним предприятие… Издавало на протяжении нескольких лет, получая суммы не меньшие. В 2009 году он участвовал в очередном конкурсе, но предложил слишком высокую цену – и проиграл. И лишился, таким образом, дохода. Совсем недавно, в феврале 2020 года Rīgas Satiksme вновь проводило конкурс на издание газеты для корпоративных нужд. И Ф.Раевский, очевидно, полагая, что власть в Риге поменялась, вновь участвовал в конкурсе на право издавать газету. И вновь безрезультатно. Цена, предложенная им, вновь оказалась слишком высокой, и он проиграл, причем, его цена не заняла даже второе место…
К чему все это рассказывалось? К тому, что, зная весь этот бэкграунд, политолога Ф.Раевского вряд ли можно назвать объективным комментатором для событий, происходящих в Рижской думе, и уж, тем более, в Rīgas Satiksme. Он – самая что ни на есть вовлеченная сторона – умолчал перед журналистами об этих фактах…
Раевский и Кабинет министров
Хотя, что касается успешных конкурсов, то тут Ф.Раевскому жаловаться нечего. Особенно, в последнее время. Депутаты Сейма от оппозиции публикуют факты, согласно которым, он оказался победителем в конкурсах на PR-обслуживание Кабинета министров, Министерства здравоохранения, Центра по контролю и профилактике заболеваний. Общая сумма выигранных им тендеров составляет… 590 тысяч евро. И эти конкурсы были проведены уже весной 2020 года, в период «чрезвычайной ситуации» и «пандемии Covid-19». В тот период, когда тысячи жителей Латвии оказались без работы не только из-за карантинных решений правительства, но и из-за того, что «пособия по простою», которые решило выплачивать правительство, оказались доступны далеко не всем. А размер минимального выплаченного пособия составил 8 евро, и правительство категорически отказывается фиксировать сумму минимального пособия по простою в размере 300 евро, как это предлагают сделать депутаты Сейма от «Согласия».
Но речь не об этом, а об успешном приправительственном политологе Ф.Раевском, который оказался крайне полезен правительству в деле создания очередной «истории успеха». Кстати о суммах: все латвийские частные СМИ от правительства получили дотации в размере не более 300 тысяч евро. И один политолог получил практически вдвое большую сумму. Не правда ли, странно?
Делаем вывод: учитывая вышесказанное, СМИ вряд ли могут считать политолога Раевского объективным экспертом при освещении событий, происходящих в политической жизни государства, учитывая его заинтересованность в этих процессах.
Раевский и Модест Колеров
И последнее. По счету, но не по значению, как говорят. Еще в начале 2010-х годов не менее известному российскому политологу Модесту Колерову (который, в том числе, работал и над проектами официальной российской власти) был запрещен въезд в Латвию. Из публикаций на различных ресурсах российского интернета становится понятно, что М.Колеров хорошо знаком с Ф.Раевским. Говорится даже, что «сегодня Колеров лоббирует кандидатуру Раевского для выдвижения на одну из журналистских премий, которая может открыть дорогу к получению гранта…».
И вновь – загадка. Политолог, который, очевидно, состоит в хороших отношениях со своим российским коллегой, выигрывает правительственные тендеры в Латвии. Никто не против бизнеса, как и хороших отношений, но очень многим латвийским предприятиям банки закрывают счета за один лишь перевод, полученный от российских партнеров. А здесь прослеживается чуть ли не официальное сотрудничество латвийского политолога с представителем, как их еще называют, «прикремлевского пула политологов»? Интересно, в Кабинете министров, принимая решение о проведенном конкурсе, знали это и все равно делали, или просто не знали?
Вопросов появляется больше, чем ответов. Ну, например, куда могут пойти выделенные правительством деньги? Или, как политолог Раевский может использовать ресурсы, имеющиеся в его распоряжении? Не попытается ли он активно воздействовать на политику, имея те рычаги влияния, которые у него уже есть? Примеры этому – уже есть: ведь данный им комментарий, сделанный на российском портале, очевидно, указывает на подачу негативной информации в отношении одной из партий, которая примет участие в предстоящих выборах в Рижскую думу. (Здесь кстати, объективность политолога Раевского тоже оспаривается, учитывая, как говорят, его связи с предвыборным штабом Олега Бурова, бывшего мэра Риги, а ныне кандидата на выборы в Рижскую думу от партии «Честь служить Риге!», главного конкурента «Согласия»).
Да, а почему, все же, комментарий был опубликован именно на российском портале? Здесь все просто: российский интернет-ресурс, в принципе, не подсуден латвийскому законодательству, что там ни говори и не комментируй.
Андрей Антонов.