О скандале написали все ведущие СМИ Латвии. Госполиция начала проверку ситуации в школе. Тогда, как сообщал RusLsm.lv, «в полиции отказались от комментариев на камеру. Но заявили, что дело очень серьезное, и к расследованию подключилась Служба государственной безопасности... Виновники вряд ли осознают, насколько серьезными могут быть последствия, добавляют в самоуправлении». Выступила и руководитель управления образования Елгавы Гунта Ауза: «Я подтверждаю, что эти подростки знали гимн. — России? — Да».
И вот итог: следствие по факту инцидента в Елгавской Парлиелупской школе завершено. Представитель Земгальского регионального отделения Госполиции Рута Страутниеце сообщила, что виновными признаны два девятиклассника школы. (По 13 статье Закона об адмнистративных наказаниях за нарушения в сфере управления и общественного порядка, а также использования госязыка. 13 статья прим.1 звучит так – за использование в публичных местах символов, прославляющих военную агрессии и военные преступления.) Поскольку оба виновных еще несовершеннолетние, окончательное решение по их делу по закону должна принять Административная комиссия самоуправления. «Все материалы дела полицией переданы 23 апреля туда для вынесения решения. Так что интересуйтесь в этом ведомстве.» .
Под крылом этой комиссии действует подкомиссия по защите прав детей, в которой заседают представители разных ведомств – полиции самоуправления, Сиротского суда, детского отделения психоневрологической больницы Gintermuiža и других. Им-то и предстояло решить, какое наказание, или воспитательную меру вынести подросткам. Как еще в мае press.lv сообщила юрист и секретарь Административной комиссии Надежда Дадашева, решение по делу Парлиелупской школы будет принято сразу же, как только вернется на работу после временного отсутствия председатель подкомиссии по защите прав детей Нормунд Пуце.
После возвращения главы комиссии Нормунда Пуце на работу press.lv снова поинтересовался, теперь уже у него самого, что же в итоге подкомиссия решила? И было весьма странно услышать в ответ, что он ничего не знает об этом деле, - «очередное заседание было, да, но такой вопрос на повестке дня не обсуждался». И на уточняющий вопрос добавил: «Нет, русских гимнов не пели, об оскорблении украинских школьников не говорили». Такой ответ, мягко говоря, озадачил.
Тогда никто особо не слушал аргументы директора школы Илзе Арбидане, которая сразу же заявила журналистам, что все эти обвинения просто абсурдны - учителя в ее школе себя так не ведут – детей не оскорбляют, и ни директор, ни другие педагоги российский гимн не поют – ни на уроках, ни на переменах:
Press.lv уточнил в полиции, в ту ли комиссию отослали дело проштрафившихся школьников? Может быть, дверью ошиблись (или е-мейлом )? Но нет - Рута Страутниеце из Земгальской полиции еще раз все тщательно проверила и подтвердила – все материалы подростков переданы именно в Елгавскую подкомиссию по делам детей Административной комиссии самоуправления.
А на следующий день подоспел и ответ от Елгавского самоуправления – его представитель Лига Клисмета по своей инициативе прислала письмо, в котором риторика уже поменялась – она сообщала, что комиссия на самом-то деле этот конфликтный вопрос по инциденту в Елгавской школе обсуждала, только вот решение она приняла секретное – не для широкой публики: «С учетом того, что запрошенная информация имеет ограниченный доступ и касается несовершеннолетних лиц, в отношении которых следует применять особую защиту, самоуправление в целях соблюдения баланса между правами на защиту личных данных и правом на получение информации и свободу слова, информацию не предоставит.»
Тут уже нам стало совсем интересно, что же такого секретного может быть в мерах воспитательного воздействия на подростков, обзывающих других подростков и поющих «русский гимн»? Но на все последующие вопросы представитель сектора образования Елгавского самоуправления замкнулась и стояла на своем - отвечала исключительно цитатами статей законов, касающихся прав детей и Европейского регулирования по защите данных частных лиц. И никаких деталей.
Но обществу-то в таких историях важны не фамилии и имена – важен сам принцип: нарушение было? Какое понесено наказание.
Опять же, в деле упоминались не только дети, но и взрослые. Учительница математики и некий охранник (охраны в школе, как выяснилось, просто нет). Признаны ли они виновными? И, если да, то, как их наказали?
В ответ представительница отдела образования Елгавского самоуправления Лига Клисмета снова сыпет присылает порцию цитат о Европейском регулировании, Законе о защите прав детей и Административный кодекс.
Юрист же Административной комиссии самоуправления Надежда Дададшева в ответ на вопрос, как же были наказаны учитель математики и охранник школы поясняет press.lv, что взрослых в этом деле нет - ни среди потерпевших, ни среди обвиняемых.
Даже не знаем, как объяснить такую секретность вокруг дела, о котором несколько февральских дней подряд трубили все латвийские СМИ. Предлагаем несколько возможных вариантов: а) провинившиеся школьники и учителя на самом деле никакие не школьники, а мафия, держащая в страхе (вар. на крючке) всю Елгаву; б) в школе произошло нечто настолько ужасное, что оглашение подробностей подорвет международный имидж Латвии; в) что-то там такое было, но в итоге выяснилось, что дело не стоит выеденного яйца – но признаться в этом теперь, после стольких криков и громких заявлений как-то не вполне удобно.
Если вам еще что-нибудь придет на ум – поделитесь своими соображениями, мы же в бессилии складываем свое перо.