Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Сб, 21. Февраля Завтра: Ariadne, Eleonora
Доступность

Советская Латвия: за что громили автора шпионских детективов

60 лет назад ЦК громил не только Пастернака — попал под обстрел и куда более мелкий автор шпионских детективов.

Этот партийный документ, в отличие от волны критики романа "Доктор Живаго", не попал на страницы "Правды", ибо четыре десятилетия пролежал под грифом "Совершенно секретно". 26 августа 1958 года Идеологическая комиссия ЦК КПСС в постановлении "О серьезных недостатках в издании приключенческой литературы" констатировала: "В журнале "Огонек", издающемся тиражом 1 300 тыс. экз., печатается антихудожественная повесть Л. Овалова "Медная пуговица", посвященная неправдоподобным похождениям советского офицера и английской шпионки в оккупированной немцами Риге".

"Лишь недавно провозгласила себя советской республикой"

"Старинный большой город, находившийся как раз на условной границе между Западной и Восточной Европой, не без злого умысла выдуманной досужими европейскими политиками…" — так описывается место действия произведения Льва Овалова "Медная пуговица". Имя этого автора ничего не скажет молодому читателю — однако те, чья юность пришлась на 50–60–е годы, наверняка помнят легендарного майора Пронина. Он еще появится в этом тексте, как "бог из машины"!

Но вот какие проникновенные строки Овалов посвящает Риге: "Командировка моя в этот город носила сугубо секретный характер. Вероятность возникновения войны никогда не исключалась, и, не распространяясь подробнее, скажу только, что целью моей командировки были изучение возможного театра военных действий и разработка дислокации специальных войсковых подразделений на случай возникновения войны и вторжения противника на северо–западные территории нашей страны. Город, который на некоторое время стал моей резиденцией, был шумным и оживленным, с многочисленным и пестрым населением. Старинные кварталы перемежались в нем с кварталами многоэтажных доходных домов. Мне то и дело приходилось сталкиваться с не изжитыми еще контрастами богатства и бедности, и многое в нем было мне одновременно и любопытно, и чуждо. Впрочем, теперь уже нет нужды скрывать название города — это была Рига, столица Латвии, которая тогда лишь недавно провозгласила себя советской республикой".

Тридцатилетний майор Андрей Макаров, остановившийся в семье старых подпольщиков Цеплисов, проверенных в революционной борьбе, встречает таинственную незнакомку, бросающуюся ему на грудь и исчезающую в ночном городе.

В ее поисках советский офицер приходит в вертеп разврата: "Далеко не вся буржуазия покинула советскую Ригу, кое–кто не успел выбраться, кое–кто чего–то выжидал, и по вечерам многие из тех, кому было не по нутру все новое, что неожиданно ворвалось в жизнь Старой Риги, коротали время в ночных ресторанах, которые еще продолжали жить своей мнимо красивой жизнью. Мужчины были преимущественно в смокингах и визитках, женщины — в вечерних туалетах; на невысокой эстраде салонный оркестрик тянул какую–то заунывную мелодию, под звуки которой редкие пары лениво шаркали по паркету несгибающимися ногами".

Итог куража в кругу буржуев — Андрей Семенович получает пулю в грудь. Очнувшись в больнице, видит перед собой ту же самую даму, разговаривающую с хирургом по–английски, а его самого именующего…

Августом Берзинем!

"Офицер моего положения знает, конечно, очень много: сведения, которыми я обладал, не могут не интересовать генеральные штабы иностранных держав; чья–нибудь отчаянно смелая и безрассудная разведка могла пойти на подобную авантюру. Смелая потому, что похищение советского офицера в его собственной стране сопряжено с отчаянным риском, а безрассудная потому, что нельзя же мерить советских людей на свой, капиталистический аршин".

Вскоре Макаров, еще не встающий с койки, узнает, что очаровательная похитительница — Софья Викентьевна Янковская.

А за окнами больницы произошло чудовищное: "Гитлеровская Германия напала на Советский Союз, а я находился в Риге, да, все в той же самой Риге, но оккупированной немецкими войсками".

"Обергруппенфюрер не принимает латышей"

В палату к майору подселяют раненого перебежчика из Красной армии — поволжского немца Гашке, выдавшего соплеменникам все военные тайны. Андрей уже собирается задушить предателя подушкой — но тот хладнокровно говорит ему во тьме: "Не валяйте–ка, Берзинь, дурака!" Так это — товарищ Гашке? Но перебежчика уводят гестаповцы к новому месту службы. Сам же Андрей, выйдя из больницы в обществе Софьи, попадает в свою новую квартиру — прекрасно обставленную, с вышколенной служанкой.

"Господин Берзинь, судя по книгам, интересовался тремя предметами: искусством Древнего Рима, политической историей Прибалтики, особенно новейшей ее историей, и современной французской литературой… Я сидел в кабинете и перелистывал Пруста, раздумывая о том, как мне организовать свое бегство из Риги".

Но Софья прерывает его печаль: "А вы не пробовали пить кофе с обыкновенной русской водкой?" Вскоре советскому офицеру приходится еще веселей — к нему буквально табунами начинают приходить миловидные девушки. Рижанки–натурщицы доставляют "художнику Берзиню" сведения о немецком гарнизоне Риги, а он исправно выдает им деньги, не понимая, кто же использует его втемную? Тем более что в сейфе, помимо банкнот, "непристойные, гривуазные картинки, которые в газетных объявлениях туманно называются "фотографиями парижского жанра".

Наконец, Янковская развеивает туман: "Просто–напросто они отлично знают, что вы не Август Берзинь, а Дэвис Блейк".

"Сотрудник Интеллидженс сервис был назначен резидентом в Прибалтике. Местом своего пребывания он избрал Ригу. Этот город недаром называли ярмаркой шпионов. Географическое и политическое положение Риги сделало ее скопищем различных авантюристов. Именно здесь скрещивались и расходились пути многих разведывательных служб. Блейк делал свое дело. Связи его расширялись".

Однако таинственная смерть Блейка перед самой войной и вынудила его помощницу рекрутировать похожего на него советского офицера. Так майор Макаров становится английским разведчиком. Теперь же это наши союзники — значит, можно! Но все же героя не оставляют сомнения: "Целесообразнее всего связаться с нашей разведкой, но это просто невозможно. Хорошо бы связаться с коммунистическим подпольем, в Риге наверняка действовали незримые народные силы, но они для меня тоже недоступны".

Но лиха беда начало, и вскоре Макаров–Берзинь–Блейк осваивается в роли вербовщика. Подколки же немцев, мол, Британии не по пути с евреями и большевиками или же что "ваш выживший из ума Черчилль ничего не понимает в политике" — может всегда, как настоящий джентльмен, срезать. "Английский офицер боится только Бога и своего короля, — ответил я с достоинством".

Явление майора Пронина

К счастью, вскоре состоится долгожданная встреча с партизанами. Капитан Железнов, подполковник Жернов, убеждают его оставаться во вражеском логове: "Нашей разведкой в Ригу заслан очень опытный и сильный работник, старый чекист, работавший в органах государственной безопасности еще со времен Дзержинского, что я должен буду с ним связаться, и вся моя работа в Риге будет проходить под руководством этого товарища".

"Я шел по Известковой улице, улице бесчисленных магазинов и магазинчиков, посреди оживленно снующих прохожих…" Ну а в букинистической лавке происходит встреча с Гашке — тем самым подозрительным типом из больницы. На явке, услышав пароль, Гашке произносит: "Меня зовут Иван Николаевич Пронин. Майор Пронин. В прошлом году мне пришлось заниматься делами, связанными с Прибалтикой".

Ну и волшебное же превращение! И не оно одно — теперь в активе тандема разведчиков немало помощниц из латышской молодежи: "Эта белокурая красотка с правильными чертами лица, голубоглазая, крупная и высокогрудая, могла бы покорить не только скромного фельдфебеля!" "Работница с кондитерской фабрики и комсомолка, она знает, кто я такой", — поясняет Пронин. Да и про резидентуру Берзиня–Блейка, оказывается, майор все заранее знал.

Проницательный Пронин, простоватый, но смелый Макаров и роковая Янковская (ее придется убрать) еще попортят крови немцам. Автор же, с настоящим именем Лев Сергеевич Шаповалов, впервые напечатавшийся в 1929 году в "Крестьянской газете", и с конца 30–х по начало 60–х выпускавший как горячие пирожки книги о мудром майоре, доживет до 1997 года. И после его смерти в 92 года найдутся издатели этого "бульварного чтива" советской поры — повесть писателя Овалова "Тайна черной магии" выйдет в 2017 году.

Ну а "Медную пуговицу", несмотря на секретное постановление, не раз переиздавали и в СССР — хорошо заплатив при этом литератору. Искусство искусством, а прибыль издательства и при социализме должны были давать.

Николай КАБАНОВ

 

1 реакций
1 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Янисов в Латвии стало меньше; а что с другими популярными именами?

В начале нынешнего года самым распространённым именем в Латвии оставался Янис, но его популярность за шесть с половиной лет снизилась на 12,6%, согласно информации, обнародованной Управлением делами гражданства и миграции.

В начале нынешнего года самым распространённым именем в Латвии оставался Янис, но его популярность за шесть с половиной лет снизилась на 12,6%, согласно информации, обнародованной Управлением делами гражданства и миграции.

Читать
Загрузка

Учительницу ударил по голове бутылкой, одноклассникам грозит; на агрессивного школьника нет управы?

Программа ЛТВ "Панорама" в пятницу сообщила о кошмаре, который годами творится в одной из школ Елгавского края, причём всё это время ответственные органы не могут сделать ничего. 

Программа ЛТВ "Панорама" в пятницу сообщила о кошмаре, который годами творится в одной из школ Елгавского края, причём всё это время ответственные органы не могут сделать ничего. 

Читать

Ученые из США разрабатывают универсальную вакцину от всех типов легочных инфекций

Американские ученые разрабатывают новую вакцину в форме назального спрея, которая, возможно, будет способна защитить организм от всех видов гриппа, простуды, легочных бактериальных инфекций и даже некоторых видов аллергии.

Американские ученые разрабатывают новую вакцину в форме назального спрея, которая, возможно, будет способна защитить организм от всех видов гриппа, простуды, легочных бактериальных инфекций и даже некоторых видов аллергии.

Читать

Учёный хотел высмеять теорию о секретном оружии, влияющим на мозг — и поставил эксперимент на себе

В Норвегии развернулась история, которая звучит как сценарий научного триллера. Учёный, скептически относившийся к «гаванскому синдрому», решил доказать, что загадочные симптомы американских дипломатов не могут быть вызваны микроволновым воздействием. Для этого он пошёл на рискованный шаг — собрал собственный прибор, генерирующий мощные микроволновые импульсы, и испытал его… на себе.

В Норвегии развернулась история, которая звучит как сценарий научного триллера. Учёный, скептически относившийся к «гаванскому синдрому», решил доказать, что загадочные симптомы американских дипломатов не могут быть вызваны микроволновым воздействием. Для этого он пошёл на рискованный шаг — собрал собственный прибор, генерирующий мощные микроволновые импульсы, и испытал его… на себе.

Читать

«Мы не умеем работать с эстонцами и литовцами»: экс-министр Дана Рейзниеце о проблемах Латвии

Экономическая отсталость Латвии от соседних стран - это не случайность, а прямое последствие долговременной неспособности госаппарата стратегически руководить крупные проекты по развитию, заявила в программе Latvija 2035 экс-министр финансов и экономики Дана Рейзниеце.

Экономическая отсталость Латвии от соседних стран - это не случайность, а прямое последствие долговременной неспособности госаппарата стратегически руководить крупные проекты по развитию, заявила в программе Latvija 2035 экс-министр финансов и экономики Дана Рейзниеце.

Читать

Начинается новый этап ремонта линии Рига — Тукумс; что важно знать пассажирам

С 28 февраля начинается пятый этап работ по модернизации этой железнодорожной линии, который продлится до 10 апреля, сообщает портал Jauns.lv.

С 28 февраля начинается пятый этап работ по модернизации этой железнодорожной линии, который продлится до 10 апреля, сообщает портал Jauns.lv.

Читать

Хелманис: «Я был готов умереть за Латвию». А что теперь?

Бывший мэр Огре Эгил Хелманис в интервью nra.lv sarunas сказал, что в своё время был готов умереть за Латвию, но сейчас опасается, не была ли жертва борцов за свободу напрасной.

Бывший мэр Огре Эгил Хелманис в интервью nra.lv sarunas сказал, что в своё время был готов умереть за Латвию, но сейчас опасается, не была ли жертва борцов за свободу напрасной.

Читать