Не выдержало сердце
По словам директора Государственной трудовой инспекции Ренара ЛУСИСА, смерть на рабочем месте и несчастный случай — не одно и то же. В этом году 29 человек умерло на работе, как нам объясняют, естественной смертью — не выдержало сердце.
Что удивительно: среди тех, кто вдруг умирает посреди рабочего дня — за рабочим столом, у станка, на производстве, — люди в расцвете лет. 35, 42, 43 года, а средний возраст — 52. То есть тех, кому за 60–70, кому скоро на пенсию или кто уже на пенсии, и в помине нет.
Другая деталь: 99% умирающих — мужчины.
— Это свидетельство того, что сильный пол мало заботится о своем здоровье. Обращаются к врачам, когда уже помочь нельзя, — констатирует глава ГТИ.
Но о каких врачах можно сегодня говорить, если на их посещение у рабочего человека не остается ни времени, ни средств? Отсюда и стрессы, и болезни, которые в советское время среди 30–40–летних были делом исключительным. Сегодня же это обычная латвийская реальность.
Одновременно растет нагрузка, увеличивается интенсивность труда — это отмечает каждый третий в ходе специального опроса, проводимого независимыми организациями.
Четвертая часть опрошенных проблемы со здоровьем объясняет плохими условиями труда. За примерами далеко ходить не надо: не так давно прямо на рабочем месте умер машинист башенного крана — из–за духоты не выдержало сердце. Возникает вопрос: при какой температуре можно работать в закрытом помещении, есть ли нормы? (Мы поговорим об этом в одном из следующих материалов.)
Упал с двухметровой рампы
Немалая часть происшествий связана с несчастными случаями на работе. В этом году 14 человек погибли, 67 — получили тяжелые травмы, стали инвалидами на всю жизнь.
Принято считать, что в Латвии несчастные случаи чаще всего происходят в деревообрабатыва
— Например, в этом году было несколько ЧП с летальным исходом на складах. Люди гибнут при погрузке и выгрузке товара, один человек упал с рампы — с двухметровой высоты на бетонный пол, — рассказывает г–н Лусис.
И в прошлом году, и в этом гибнут при рытье траншей. Причем не обязательно глубоких.
— Например, человека засыпало в траншее глубиной 90 сантиметров. Он работал внизу, а сверху обвалились камни и песок, — продолжает глава трудовой инспекции.
Падают и разбиваются насмерть со строительных объектов — крыш, строительных лесов. В этом году в Марупе два человека погибли, надышавшись биогазом: зашли на объект без соответствующей экипировки.
Гибнут под станками, забывая выключить оборудование после окончания работы. Не так давно человек сгорел, демонтируя оборудование, — от взрыва. Обгорело 50 процентов тела. Отвезли в больницу, но ожоги оказались несовместимыми с жизнью…
Огораживайте траншеи щитами!
Четыре из пяти несчастных случаев на производстве происходят с людьми, чей стаж не превышает трех лет. Это не обязательно молодые специалисты, пришедшие со студенческой скамьи, — немало людей, сменивших профессию, имеющих небольшой опыт в отрасли.
— Все это — лишнее подтверждение: работа по охране труда на многих предприятиях и фирмах поставлена из рук вон плохо, — продолжает Ренарс Лусис. — Сегодня, когда все чаще люди гибнут при рытье траншей, на строительстве, хочется напомнить и работникам, и работодателям об элементарном: ограждайте траншеи специальными щитами, чтобы ни песок, ни камни не могли упасть! При строительных работах на высоте наличие карабинов и соблюдение другие норм безопасности для работников должны быть элементарными вещами. Цена риска слишком высока…
Хитрости работодателя
Несчастные случаи на производстве не всегда означают, что виноват работодатель. Необходимо расследование. Но если все же виноват работодатель, то Трудовая инспекция может наложить на него административный штраф до 10 тысяч евро. К тяжелым случаям подключается и полиция. Поэтому экономия на мелочах, когда с неопытными работниками не проводят должный инструктаж, экономят на средствах защиты, может привести для владельцев к куда большим потерям.
Одна из уловок, к которым нередко прибегают работодатели: совет пострадавшему не раздувать скандал. Мол, скажешь, что получил травмы дома или на улице. Как в кино: упал, очнулся, гипс, закрытый перелом…
— Работнику ни в коем случае не стоит поддаваться на эти уговоры. Обещания работодателей о денежной компенсации часто оказываются пустым звуком. А если травмы серьезные, то лечиться, скорее всего, придется за свой счет: работодатель уже сказал, что он ни при чем. А работник согласился… Если же доказано, что травмы получены на работе, то государство оплачивает и лечение, и длительную реабилитацию, — разъясняет г–н Лусис.
"Пожелание" работодателя не поднимать шум, лечиться дома, а не в больнице, бывает, заканчивается смертью работника. Самочувствие ухудшается, а драгоценное время, пока дело можно было поправить в больнице, упущено…
Почему нужен договор с работодателем
В ГТИ просят не поддаваться и на уговоры тех работодателей, которые отказываются заключать письменный договор при приеме на работу и отделываются лишь устными обещаниями. Если официальног
Иногда работодатели просят, чтобы работник оформился как самозанятое лицо
— Не так давно один из таких "самозанятых" рабочих, трудившихся на самом деле в фирме, погиб во время лесозаготовок. А у него осталась многодетная семья. Но по закону социальная компенсация на детей не предусматрива
Миллионные потери
Банально говорить, что смерть любого человека — невосполнимая утрата. Особенно больно, если это происходит не в результате длительной болезни, а из–за несчастного случая на работе. По словам директора Института безопасности труда и здоровой среды Рижского университета имени Страдыня Ивара ВАНАДЗИНЬША, в среднем смерть одного человека в денежном исчислении означает для государства потерю около 300 тысяч евро. Столько было вложено в образование, обучение.
— А возьмем такой пример. Молодой человек на производстве подвернул лодыжку на брусчатке. Причина элементарная: не дали нужную обувь. Лечение и издержки обойдутся в 20 тысяч евро. Так нужно ли было экономить работодателю на обуви? — риторически спрашивает г–н Ванадзиньш.
Впрочем, сколько бы мы ни писали и ни приводили цифр, все равно найдутся "экономисты", которые решат, что выгоднее недодать нужную обувь, одежду, респираторы, щиты, посоветуют работнику не заключать договор, взять несчастный случай на себя… Даром, что ли, кривая смертности на работе идет все выше и выше.
"История успеха" страны продолжается. Поэтому все больше людей хотят, чтобы ее "писали" не за счет их здоровья и жизни, — и уезжают за кордон. Что ж, возможно, с беженцами из Африки и Азии, которых стране навязывают дяди из Брюсселя, будет легче?