Безопасность критической инфраструктуры стала в последнее время особо актуальной — в ходе войны РФ против Украины мир увидел, чем чревато разрушение важных объектов, таких как ТЭЦ или плотина Каховской ГЭС. Латвия также столкнулась с попытками дестабилизации работы ее учреждений путем распространения анонимных писем с террористическими угрозами.
Валдис Воинс рассказал, что, например, порт сам по себе не является критически важной инфраструктурой, хоть это и крупный транспортный узел, в кризисное время обеспечивающий перевалку военных и гражданских грузов. Список объектов критической инфраструктуры в Латвии существует, но он засекречен, говорит специалист.
«Есть разные категории [приоритетности], но здесь я хочу немного оппонировать: например, само здание Сейма или Кабинета министров не является критической инфраструктурой, потому что законы и решения можно принимать в любом месте — в автобусе, в загородном пункте управления...
Но за последние годы, с изменением ситуации, в закон добавлена новая категория — объекты, которые необходимо охранять [государству] именно в каких-то критических ситуациях. Взять, например, пекарню. В повседневной жизни ее охраняют те, кому она принадлежит. Но хлеб нужен и тогда, когда наступает критический момент! Мы хотим есть каждый день, и вы тоже пойдете в магазин, даже если будет объявлено чрезвычайное положение. Значит, надо обеспечить, чтобы этот хлеб пекли все время».
По словам Воинса, то же касается снабжения чистой водой и энергоснабжения.
Война в Украине показала, что удары агрессора по энергетическим объектам, по теплоцентралям в зимних условиях парализуют жизнь города: «Ну, вы представьте: закончилось электричество, закончилась вода, и для примерно 50 тысяч жителей Плявниеков просто наступает экологическая катастрофа. Значит, если наступает критическая ситуация — мы должны это всё обеспечить».
Премьер-министр Эвика Силиня («Новое единство») ранее уже поручила ответственным учреждениям проверить готовность критической инфраструктуры страны к возможным рискам.