Первые соревнования и первые победы, интриги спортивных и партийных функционеров. Кроме того, поднимаются темы шпионажа и запрещенной литературы. Описываются также встречи с мировыми знаменитостями. А еще можно узнать подробности о длительном соперничестве с Виктором Корчным и многолетней дружбе с Робертом Фишером.
На большом экране
Примечательно, что, когда я прибыл на Мясницкую улицу, меня встретил пустой зал. Оказалось, презентация проходит в онлайн-формате. Знаменитого Анатолия Карпова можно было увидеть только на большом телеэкране. А я так мечтал взять у него автограф... Напомню, что перед Новым годом меня пригласили в другой книжный магазин — на Тверской, где знаменитый историк моды Александр Васильев «в реале» представил прекрасно иллюстрированный альбом «Без ретуши. Советский стиль». Он не только охотно отвечал на вопросы, но и надписывал авторские экземпляры. Однако новый, чрезвычайно заразный штамм коронавируса внес свои нерадужные коррективы. Увы, ничего не поделаешь...
- Анатолий Евгеньевич, как родители относились к вашему увлечению шахматами?
- Поначалу они мне вообще запрещали играть, поскольку опасались, что у меня начнутся проблемы с головой. Дело в том, что я проявлял какой-то невиданный интерес к шахматам, хотя мне было всего три года. Родители посчитали, что для ребенка в таком раннем возрасте это слишком сложная, а значит, и опасная игра, которая даже может отразиться на умственных способностях. В общем, от перегрузки что-то там «сломается» в моем мозгу, после чего развитие пойдет не туда, куда следует. Но когда мне было четыре года, родители все же сдались. Папа познакомил с правилами. Раньше я постоянно у него спрашивал, как ходят фигуры, но он держал это в тайне...
Шахматный эксперимент
- Не секрет, что сейчас интерес к шахматам не такой большой, как во времена СССР.
- Тут многое зависит от пропаганды. Раньше СМИ постоянно популяризировали эту игру. Многие советские дети посещали шахматные школы. Я и сам их начал организовывать. Первая — для талантливых ребят — появилась в Воронеже. Называется «Девятая вертикаль». Потому что такое было название у моей книги, вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1978 году. С тех пор появилось уже свыше десятка ее переизданий. Причем тогда речь шла о специальной, именно шахматной школе. А сейчас я выступаю за то, чтобы обучение игре было повсеместно введено в школьную программу.
- В качестве обязательного предмета?
- Тут два варианта: либо действительно в качестве обязательного предмета, либо как дополнительная дисциплина. Все необходимые документы уже оформлены и переданы в Министерство образования РФ, которое дало добро. Сейчас все зависит от самих учебных заведений, от желания их руководителей. Процесс идет, но, к сожалению, медленно. Его сильно тормозит в том числе и отсутствие шахматных преподавателей. Раньше их было много по всей стране, а потом стройную систему, как СССР, взяли и разрушили.
Сейчас все воссоздается заново. Принята даже федеральная программа «Шахматы в школе». Уже подготовлены 460 преподавателей. «Впереди планеты всей» находится Тюменская область. А все потому, что я от нее избран депутатом Госдумы. Благодаря поддержке со стороны властей шахматы преподаются уже в 360 школах и в 88 детских садах области. Задача состоит в том, что к новому учебному году мы вошли абсолютно во все учебные заведения, включая сельские. И тогда Тюменский регион станет первым не только в России, но и в мире, где шахматами будут охвачены все дети. Пусть берут с нас пример. Мы готовы делиться опытом!
Можно начинать в любом возрасте
- Сколько в перспективе вы планируете получить гроссмейстеров?
- Тут вопрос не в количестве и даже не в качестве. В шахматы можно играть в любом возрасте. Здесь нет никаких ограничений. Отмечу, что мы внедряем эту игру вовсе не для того, чтобы у нас появились сотни или тысячи гроссмейстеров. Хотя это тоже неплохо. Но самое главное — та польза, которую приносят шахматы. Они отлично тренируют память, прекрасно развивают логическое мышление. А еще помогают правильно выстраивать решения не только на доске, но и за ее пределами, то есть в жизни. Кроме того, они учат, как защищаться. Причем не физически, а на интеллектуальном уровне.
В общем, с какой стороны ни посмотри — всюду только плюсы. Уже доказано: ребята, которые играют в шахматы, лучше успевают по другим предметам. Да и проблем с дисциплиной у них нет. И это не только наше наблюдение. Сейчас шахматы активно внедряются практически на всех континентах. Мои школы открыты уже в 42 регионах России. Многие страны заинтересовались нашим опытом. Франция, Португалия, США, Тунис... Список довольно внушительный. Ко мне постоянно обращаются с просьбой наладить соответствующее обучение. Я охотно откликаюсь. Причем обращаются даже медицинские учреждения.
Профилактика Альцгеймера
- Зачем?
- Уже давно доказано, что шахматы — это отличная профилактика болезни Альцгеймера. Они реально тормозят процесс неизбежной деградации личности в ходе старения. К этому выводу пришли и наши ученые, и американские, и другие. Мы проводили соревнования среди ветеранов. Причем некоторые впервые садились за доску в очень преклонном возрасте. Увлеченные игрой люди оживали буквально на глазах.
- Всемирная пандемии продолжается. Многие сидят в четырех стенах порой в полном одиночестве. Может, им играть в шахматы с компьютером?
- Да, можно играть и с компьютером. Но это скорее ради тренировки. Я считаю, что реальное общение с противником все равно ничем не заменить. Нужна обратная связь. Так что я бы посоветовал даже в режиме онлайн играть с кем-то. Сейчас многие соревнования проводятся по Интернету. Но, понятное дело, это вынужденная мера. Не хватает настоящих эмоций. Шахматы - это ведь еще и психологический поединок, борьба характеров. Никакой компьютер не заменит живого соперника! - улыбнулся международный гроссмейстер.
Дмитрий МАРТ.