"Этой весной на мой BMW троллейбус уронил свои «рога». В самом центре Риги – на повороте с Марияс на Элизабетес. Пострадала еще одна машина. Вызвали полицию, составили протокол, а теперь, оказывается …ничего этого не было", - рассказал press.lv рижанин Тимур. Подозревает он, что сделано это не просто так - существуе целая система, позвояющая страховщикам не выплачивать страховку потерпевшим. Иначе чем объяснить непонятное упорство полиции в таком ясном деле?
Тимур рассказал, что за рулем машины в тот день была его жена. По счастью, она не пострадала, но машина получила достаточно серьезные повреждения - на 400-50 евро. Исправить их, естественно, собирались при помощи страховки, и препятствий к этому вроде бы не было.
Пострадавшие все сделали по правилам: вызвали полицию, которая составила протокол о дорожно-транспортном происшествии, свидетельством чему является само появление на свет этого протокола. Виноватых в происшедшем не значилось – штанги как бы сами соскочили с проводов, но ДТП, понятно было. И пострадавшие в нем.
-Результат расследования был заранее ясен, - говорит Тимур. - Очевидно, что в этом случае виноватого не будет, и процесс об административном нарушении будет прекращен на основании Кодекса административных нарушений, пункт 1 статьи 239 (отсутствие события или отсутствия в нем состава административного нарушения) Неожиданным оказалось другое: они вдруг «признали», что не было и самого ДТП!
В Министерстве внутренних дел имеется интегрированная информационная система, ввод данных в которую, а также их содержание и объем регулируется правилами Кабинета Министров, объясняет наш собеседник. В эту систему, в том числе, заносят данные о ДТП : регистрационный номер машины, степень повреждения, персональный код водителя и прочее.
Ассоциация страховщиков имеет доступ к этой системе и страховые компании используют содержащиеся в ней данные при рассмотрении страховых случаев, связанных с повреждением транспортных средств.
Получив в полиции копии дела, Тимур, чувствуя себя явно пострадавшим в этой ситуации, обратился к своему страховщику – компании «Gjensidige», которая отказала в страховой выплате. Основание?
Рассмотрев поданную Тимуром жалобу Ассоциация страховщиков информировала его о том, что в соответствии с данными информационной системы МВД, происшествие с принадлежащей Тимуру автомашиной не является ДТП, а значит, ни о каком возмещении разговора быть не может. Закон о страховании прописывает точно: нет ДТП – нет основания для выплаты по страховке ОСТА.
- Оказалось, что в информационной системе МВД в отношении принадлежащего Тимуру транспортного средства имеется не предусмотренная ни Кодексом административных нарушений, ни соответствующими правилами кабинета министров запись о том, что основанием к прекращению процесса в соответствии с пунктом 1 статьи 239 Кодекса является то, что зарегистрированное протоколом ДТП происшествие не является ДТП, а есть непредусмотренный нормативными актами «несчастный случай».
«Несчастные случаи» не регистрируются протоколами ДТП ! – с нескрываемым возмущением говорит рижанин. –То, что никто из участников ДТП не совершил предусмотренного Кодексом нарушения, не может быть основанием к регистрации ДТП как «несчастного случая», ДТП же все равно было и является основанием к оформлению заявки на получения страховой компенсации!
Но они в нарушение элементарной логики и юридических норм ДТП в системе МВД зарегистрировали как «несчастный случай», который не может быть основанием для получения страховой компенсации по OCTA. Логика проста: не было ДТП – не может быть и пострадавших в нем.
Суд, куда обращался Тимур, разбираться в деле не стал. Обжаловать решения, принятые в процессах об административных нарушениях, может только тот владелец поврежденного транспортного средства, которого работник полиции оформил потерпевшим.
И полицейское начальство, и суд отказались принимать к рассмотрению жалобы Тимура, указывая на то, что он не участник процесса.
-Но ведь полиция выдала мне копии материалов дела, значит, я в этом деле не посторонний. Они ж не имеют права просто так выдавать документы любому встречному, а раз мне выдали, значит, признали, что я имею отношение к делу. На основании чего – на основании протокола о ДТП. И это очередное доказательство того, что оно было, - говорит Тимур.
- Подобная запись о результатах расследования в регистре не предусмотрена нормативными актами, делать ее неправомерно, - убежден рижанин. И объясняет, для чего она нужна: «Для того, чтобы страховая компания послала клиента подальше. Он идет со страховым иском в суд, там тут же запрашивают данную справку, а там написано: ДТП не было. Против этого уже не попрешь: решение госучреждения, вступившее в силу".
Итак, интерес страховщиков в данном случае налицо: с такой записью клиент не может претендовать на возмещение по OCTA. Т.е. только на одном подобном деле с двумя машинами страховщик может сэкономить порядка 800-1000 евро. Но в чём же интерес сотрудников полиции, вносящих такую запись? Как говорится, угадайте с трёх раз.
Что интересно, отказ в страховой выплате Тимуру, мотивированный тем, что, в соответствии с интегрированной информационной системой МВД, никто из участников происшествия не нарушил ПДД, был изготовлен и выслан ему за две недели до того, как было принято соответствующее решение о прекращении административного производства, и информация об этом была введена в систему МВД.
Тем более, нет никаких вопросов к расследованию у страховой фирмы «Gjensidige». Это, говорит Тимур, как раз и неудивительно. Он считает, что имеется большая вероятность того, что фальсификация документов в системе может быть признаком сговора полиции и страховщиков. А неожиданная для Тимура реакция на факт фальсификации некоторых руководителей государственной полиции заставила задуматься - не является ли это свидетельством существования покрываемой полицейскими чинами коррупционной схемы?
- О создании заведомо недостоверной записи в Регистре дорожной полиции я информировал начальницу отдела дисциплинарного надзора полиции рижского региона И.Вейс, а также начальницу Бюро внутреннего контроля МВД И. Смочу, - рассказывает Тимур.
- Поданные жалобы фактически были оставлены без рассмотрения по существу, в обоих случаях я был проинформирован о том, что данная подложная запись в регистре никак не влияет на основание прекращения производства на основании пункта 1 статьи 239 Кодекса административных нарушений и по этой причине наличие этой записи в системе признается обоснованным и допустимым, а действия работники полиции, ее создавшего, правомерными.
Ни госпожа И.Вейс, ни госпожа И.Смоча не посчитали целесообразным проверить, сколько таких протоколов о «несчастных случаях» зарегистрировано в регистре Дорожной полиции, например, за 2017 год.
Касаются они транспортных средств застрахованных одной страховой компанией или разными? Если это выяснить, станет ясно – это случайная ошибка или систематически совершаемое должностное преступление?
Что еще думать, если государственные органы создают человеку проблемы на ровном месте вместо того, чтобы их решать?
Дикость несусветная. Наглость фантастическая. Маразм, беспредел…Как еще пострадавший может охарактеризовать подобную ситуацию, когда ложную информацию вводят в систему сами госслужащие? И при этом государственная полиция не заинтересована в изучении и контроле качества своей работы. Всё по старинке: рука руку моет.
Обидно, когда с тобой не считаются. Своими налоговыми отчислениями ты честно оплачиваешь, в том числе, деятельность государственной полиции, оплачиваешь страховки, но, случись что, на тебе еще и наживаются. Тогда какой смысл за это платить?!
Конечно, дорогой адвокат мог бы вывести этих авантюристов на чистую воду, но они тем и пользуются, что рядовым рижанам такой не по карману. Вот и собирают с миру по нитке, - сетует наш собеседник.
«Моя задача – добиться того, чтоб отменили ложную запись в системе. И тогда, возможно, я смогу отстаивать свои права в суде, - говорит Тимур, - Но выходит, нет у меня никаких прав, обрубили все концы, и в базе МВД эта запись останется навечно – никак ее не обжаловать».
- Предполагаю, что я не единственный, пострадавший таким образом от решений страховой компании «Gjensidige». Если б это всё было ненамеренной ошибкой, руководство государственной полиции ее бы «заметило», и сами полицейские бросились бы исправлять. А так они стоят на страже нелогичности и антизаконности, и в информационных системах МВД и впредь будут появляться записи произвольного содержания. Кто в такой же ситуации - сообщайте в редакцию. Объединимся…
Елена БОБРИКОВА.