Но есть у Сергея и другая жизнь - вчерашняя, в которой были погони и перестрелки, взлеты и падения, тюрьма и сума...
В середине 90-х годов Сергей Черников командовал ротой рижского мобильного полицейского полка. В 1998 году его обвинили в похищении и убийстве президента финансовой пирамиды Terra Komerc, которая в свое время обманула около 10 000 латвийских вкладчиков на сумму около 50 млн. долларов.
"Черников считается преступником, более всего соответствующим статусу киллера", - писали тогда о нем латвийские газеты.
В тюрьме Сергей Серников провел девять с половиной лет, а выйдя на свободу, написал роман "Рига криминальная - Terra Komerc", в котором подробно описал события лихих 90-х.
Первым читателем и рецензентом этой книги стала газета "Суббота". Поэтому не удивительно, что первое интервью о новом романе Сергей дал именно этому изданию. Портал Press.lv получил эксклюзивную возможность на публикацию материала:
- Сергей, ваш первый роман "Рига криминальная - Terra Komerc" стал бестселлером. Весь тираж, составлявший на русском и латышском языках 3000 экземпляров, был сметен в полок в кратчайшее время. Сейчас вы написали продолжение "Риги криминальной". Опять про 90-е?
- Нет, на этот раз я обращаюсь к другому периоду, не менее исторически важному для Латвии. Действие моего нового романа разворачивается в 2003 году, когда наша страна окончательно отошла от сотрудничества с бывшими республиками СССР и повернулась в сторону Запада и США. Такое кардинальное изменение политического вектора не могло оставить равнодушным нашего восточного соседа - Россию.
- Насколько реальна история, которую вы рассказываете?
- Я основывался на реальных событиях, но смоделировал в голове ситуацию, которой на самом деле не было.
В моем новом романе по указу высшего руководства России в Латвии появляется спецгруппа "зеленых человечков", чтобы осуществить акцию, направленную против вступления страны в ЕС и расширения НАТО. Заокеанский партнер решает сработать на опережение. В ход идут самые жесткие и дерзкие методы, что, впрочем, не удивительно: криминал в политических целях всегда был супер профессиональным.
- Героем вашей первой книги был Сергей Черника, командир роты спецназначения мобильного полицейского полка, которого вы практически списали с себя. А за персонажами с чуть измененными фамилиями легко угадывались известные должностные лица и политические деятели 90-х. В новой книге вы сохранили этот прием?
- Да, главный герой продолжения романа "Рига криминальная" по-прежнему Сергей Черника. А поскольку это политический детектив, то его персонажи - это известные политики того времени. Начиная от президента Латвии и заканчивая министрами, руководителями спецслужб и подразделений полиции.
За измененными - порой буквально на одну букву! - именами и фамилиями легко узнаются жизненные прототипы. Например, среди героев моего романа - президент Вайра Фрейберга, премьер-министр Айнарс Репше, сенатор США Д. Кери... Также фигурируют господа М. Гулбис, Я. Кажоциньш, два серых кардинала, которых зовут Айвар и Айнарс.
- Прямо скажем, догадаться, кто есть кто, несложно. Вы не боитесь, что прототипы обидятся на вас?
- За что? Я писал не хронику, а художественное произведение. И указал в предисловии, что все совпадения случайны. К тому же я не шел против правды. Если господин Репше назначил в 2003 году какого-то человека своим помощником, то, на мой взгляд, я имею полное право использовать этот факт.
Да, возможно, не все политики в моем романе оказались белыми и пушистыми, но я не назвал бы их антигероями.
Приметы времени
- Какое отношение к политике имеет главный герой Черника? Изменился ли он с времен лихих 90-х?
- Конечно, изменился. Он стал старше, мудрее и понадобился "зеленым человечкам" в качестве бывшего агента российской разведки.
В моей новой книге заместитель управления ФСБ России характеризует этого человека так: "На днях после пятилетней отсидки в тюрьме в Риге оказался наш внештатный агент Ягода. По документам - Сергей Черника. Отлично подготовлен. Холодный прагматик. Прекрасно владеет оружием. Обучен рукопашному бою, психологически устойчив. Склонен к тщательному анализу ситуации при любых действиях. Из слабых мест только одно - имеет сына".
- Ваш первый роман "Рига криминальная..." был буквально соткан из рижских реалий. Читаешь и мысленно путешествуешь по Риге: вот шашлычная в Межапарке, вот гостиница "Латвия"... В новой книге столичная атмосфера тоже присутствует?
- На этот раз события происходят не только в Риге, но и в Екабпилсе, Резекне, Балви. Естественно, я пытался погрузить читателя в атмосферу этих городов, поэтому узнаваемые места, пейзажи и реалии есть буквально на каждой странице.
К примеру, описывая ситуацию, когда мои герои находятся в Резекне, я воссоздал мельчайшие детали жизни этого города в 2003 году: от объявлений в газете о продаже коней до бросовых цен местных столовых. Один из персонажей - латгальский криминальный авторитет Конь, бывший король контрабанды Латвии, тоже легко узнаваем...
В Риге действие разворачивается во время Праздника песни, который проходит на разных площадках: в Межапарке, спортивном манеже, этнографическом музее, на стадионе "Даугава".
- Легко ли это - писать о том, что читатель хорошо знает и помнит?
- Это титанический труд! Если бы речь шла о Марсе или какой-нибудь другой планете, где никто никогда не был, то тут можно было бы напридумывать чего угодно, и все сошло бы с рук. Но в том-то и дело, что я пишу о вещах, которые знает и помнит каждый житель Латвии. А значит, ни в одной детали нельзя ошибиться, нужна максимальная точность.
Поэтому я очень тщательно собирал материал, перелопатил горы литературы и гигабайты информации в Интернете. Только на описание кабинета президента Латвии - я это делал по фотографии - ушло два дня...
А поскольку действие моего романа начинается 1 июля 2003 года, мне пришлось буквально впрыгнуть в это время, узнать, о чем тогда говорили люди, чем жили, что обсуждали. Наверное, уже мало кто помнит приметы того времени: конкурс "Евровидение" в Риге, на котором группа "Тату" заняла второе место, или фестиваль "Новая волна", который тогда проводился в Латвии всего во второй раз. Но у меня в книге эти события и разговоры вокруг них присутствуют.
Интрига & экшн
- Кому адресована ваша новая книга?
- Если свой первый роман я адресовал тем, кто помнит 90-е, то второй, про 2003 год, надеюсь, будет интересен не только читателям, жившим во времена СССР, но и молодым людям, которые родились значительно позже.
- У разных поколений разные взгляды на то, что произошло в Латвии в 2003 году. Какой позиции придерживаетесь вы как автор?
- Стараюсь сохранять нейтралитет. Хотя открыто пишу о том, что у Латвии не было возможности развиваться без мощного финансового вливания - либо со стороны ЕС, либо со стороны стран СНГ. Надо было принять чью-то позицию, сделать выбор. Я честно описал все плюсы, минусы и последствия этого шага, которые со временем стали очевидны для всех.
- Один из признаков хорошего детектива - это непредсказуемый финал. Вы верны этому канону?
- События моего романа держат в напряжении с самого начала, развиваются в стиле экшн-боевика, психологический градус постоянно накаляется. Когда Черника наконец узнает, что скрывается за всей этой акцией, у него встают волосы дыбом. И у читателя тоже. Но эта интрига сохраняется до последней страницы - предсказать конец книги нереально. За это я ручаюсь.
Досье "СУББОТЫ"
Сергей Черников родился в Краснодаре 14 сентября 1970 года. Окончил рижскую немецкую школу Herderschule. Затем - Высшее военное училище им. Бирюзова, где получил специальность.
Служил в полицейском мобильном полку. Был командиром роты спецназа. Его подразделение было причастно к введению визового режима в стране, охране Папы Римского, наведению порядка в тюрьмах и к другим спецоперациям.
В конце 90-х был арестован, а затем осужден по делу о похищении и убийстве президента инвестиционной фирмы Terra Komerc.
Окончил Международную школу практической психологи и актерскую школу ScreenVision.
Снялся в 27 фильмах и сериалах: "Забытый", "Отстегните ремни", "Наследие", "Квест", "С пяти до семи", "Алешкина любовь", "Дом у озера", "Сладкая жизнь", "Хроники Мелании" (роль второго плана), "Тайны курортного отеля" (главная роль) и др.
В форме офицера милиции - сериал "Отстегните ремни"
Играет в театре "Абажур", участвует в проекте для детей "Лис & Кролик". Руководит клубом "Коза ностра", в котором можно поиграть в психологическую игру "Мафия".
Живет и работает в Риге.
"Игра "Мафия" - это не о том, как соврать, а о том, как распознать вранье", - считает Сергей
Фрагменты из нового романа Сергея Черникова (публикуются с разрешения автора)
"Три минуты..." - мысленно отметил Черника. Обрушив дрова на люк в погреб, он кое-как пододвинул ко входной двери тяжелый шкаф. Надолго это никого не остановит, но полминуты выиграть можно.
- Вот же уроды! А так было хорошо в тюрьме! - вырвалось у Сергея.
Пройдя по всем комнатам, он выключил в доме свет и вернулся обратно на кухню. Освещение снаружи показалось ему хоть и небольшим, но все-таки преимуществом. На столе стояла открытая банка со сгущенным молоком. Черника не удержался и съел целую ложку. В правую руку он взял готовый к бою пистолет ТТ, а в левую Вальтер. Пистолет Макарова он положил на кухонный стол...
"Одна минута!" - констатировал Сергей. В это мгновение световое преимущество внезапно пропало. Во дворе наступила непроглядная темнота...
"Разумно!" - подумал Черника и на всякий случай поменял позицию.
* * *
На откровенный вопрос Стив, полковник Агентства национальной безопасности (АНБ) США, ответил так:
- Любой политик вынужден строить свою предвыборную кампанию на чьих-то интересах. И меньшинства вверху, и большинства внизу. А будучи у власти - незаметно лоббировать эти интересы, незаметно подкидывая поблажки своему электорату. А кому-то в этот момент достаются выгодные контракты.
У вас в Латвии эта цифра с пятью и шестью нулями, а у нас от восьми нулей и больше. Мир больших денег всегда незаметен избирательным массам. Он как космос - далекий и недоступный. Но именно он определяет геополитические интересы. Мы сейчас с тобой и этой группой россиян как пешки на гигантском шахматном поле.
Елена СМЕХОВА.