Еще не так давно мысль о пансионате вызывала негативные эмоции — как у родных пожилого человека, так и у самого пенсионера. Как бы ни было тяжело, родственники считали, что старые люди должны жить, болеть и умирать дома. Тех же, кто помещал старого человека в пансионат, окружающие считали бессердечными. Даже говорить об этом было неприлично.
Старики просили, чтобы их не отдавали в «стардом», как называли дома для престарелых. И самой страшной перспективой для пожилого человека была мысль о том, что на старости лет он, беспомощный, попадет в «богадельню». Довольно точно, грустно, но с юмором приют для стариков описан в бессмертных «12 стульях» Ильфа и Петрова.
И долгие годы так, в общем–то, и было. Надеемся, что сейчас стало лучше. Ведь в Европе и США, на которые мы равняемся, система пансионатов для стариков работает давно и отлаженно. Там многие люди преклонных лет живут в пансионатах даже при наличии обеспеченных детей. Да и заведения эти благоустроенные — конечно, настолько, насколько клиент может оплатить тамошние удобства...
Помогите устроить
В редакцию обратился читатель Сергей Н., который рассказал, что его мама уже 10 месяцев стоит на очереди в пансионат, но пока не получила направления. И в социальной службе даже не сообщают номер очереди.
«Моей матери 97 с половиной лет. У нее отнялись ноги, она тяжело болеет. Мы записали ее на очередь в пансионат, а до подхода очереди определили в платный. Мы с женой уже оба пенсионеры, у нас обоих тяжелый сахарный диабет, средств на оплату пансионата не хватает. Просим помочь быстрее определить маму в муниципальное учреждение...»
Мы не раз писали о пансионатах для престарелых, куда, как правило, желающие довольно быстро получали нужное место. Что в данном случае мешает помочь семье Сергея, мы спросили в департаменте благосостояния Рижской думы. Вот что сообщила руководитель отдела информирования жителей департамента Лита Брице:
— Чтобы узнать, как продвигается очередь в центр социальной заботы, надо поддерживать контакт с социальным работником. Однако срок, в который человек может получить место, зависит от того, где именно он хочет его получить.
Сейчас очередь в пансионаты колеблется от 250 до 350 человек. Если это какой–то конкретный пансионат, то ждать, возможно, придется дольше. В Риге только три пансионата самоуправления, с остальными центрами социальной заботы заключены договоры. Если в заявлении указано, что не имеет значения, какой именно пансионат, то очередь может продвигаться быстрее...
В другой семье вопрос решился буквально за пару месяцев. Галина К. рассказала, что они с мужем долгое время решались, просить ли для отца мужа место в пансионате или как–то находить возможность ухаживать за ним дома:
— У свекра началась старческая деменция, и мы боялись оставить его дома одного. Он мог включить газ и забыть поставить чайник, или наоборот — поставить чайник и не выключить газ. Мог уйти в магазин и пропасть, а потом мы его находили то в другом квартале на скамеечке, то в полиции...
В результате супруги решились просить места в пансионате:
— Нам предложили пансионат за пределами Риги, мы туда съездили, посмотрели условия, и через два месяца уже перевезли отца. Мы боялись, что ему там не понравится, и он будет проситься домой, но он там нашел друзей, даже за какой–то дамой начал ухаживать. Мы приезжаем раз в месяц, привозим что–то вкусное, одежду, гуляем с ним. Но он уже живет той жизнью...
Без помощи
Редакция получила письмо, в котором рассказывается о тяжелой ситуации, в какой оказалась пожилая женщина. Письмо подписали бывшие сотрудники пансионата «Межциемс» в Риге и постоянные подписчики нашей газеты. К сожалению, авторы письма не оставили свои координаты, поэтому не удалось уточнить некоторые подробности. Тем не менее письмо вызвало тревогу:
«В приюте на ул. Эйженияс, 1, в Риге больше года проживает женщина по имени Анна. Ее трудовой стаж – 60 лет, она работала в вычислительном центре железной дороги, а последние 30 лет — в пансионате «Межциемс».
В комнате 16 человек, ходить самостоятельно она не может. Телефон у нее украли более ловкие соседи. Ухаживать за ней некому.
С первого же дня, как она попала сюда, Анна просилась определить ее в пансионат «Межциемс», где она работала долгие годы, но пока этого не случилось. Говорят, что надо собрать справки о здоровье у семейного врача, справку из банка о пенсии. А кто это будет делать?
Ей 87 лет, у нее вполне приличная пенсия. Неужели нельзя перевести пожилого человека в пансионат, где в комнате проживают два человека и обеспечен уход?»
Мы передали информацию в департамент благосостояния Рижской думы. Руководитель отдела информирования жителей Лита Брице затребовала информацию от учреждения, в котором находится старушка, и сообщила, что вопросом перевода пенсионерки в пансионат уже занимаются и, по всей видимости, это произойдет в ближайшее время.
Другой вопрос: как Анна на старости лет оказалась в этом временном приюте? На самом деле это так называемая ночлежка, где предоставляется приют людям без крыши над головой, куда попадают очень разные обитатели, в том числе и такие, которые запросто обидят беспомощную старушку.
Как оказалось, у женщины были дом, семья, но она оказалась не нужна никому и ночевала на улице. Мобильная бригада Рижской социальной службы находит таких «домашних» стариков, которые стали стеснять своих детей и внуков.
Можно сказать, хорошо, что ставшие обузой и одинокие люди могут найти поддержку в социальных учреждениях. Но в данном случае, судя по письму, старушка уже год мается во временном пристанище...
Люди, особенно близкие, бывают более жестоки, чем можно предположить. Вспомнилась история 94–летней старушки, о которой мы писали. Несколько месяцев она лежала беспомощная в холодной квартире, больше похожей на конуру, где беспрепятственно бегали крысы. Но им было нечем поживиться: старушка редко получала пищу.
Оставшиеся родственники приходили пару раз в месяц – за пенсией, которая у старушки была вполне приличная: за ее долгий трудовой стаж и за мужа–офицера, военного летчика, — и принести хлеба с молоком и памперсы.
Присматривала за ней по доброте душевной посторонняя женщина, она–то и пригласила журналиста помочь устроить старушку в пансионат. Когда мы вошли в квартиру, крысы разбежались в стороны. На топчане лежала почти бестелесная старушка и еле шептала: «Дайте хлебушка».
К счастью, буквально через два дня после нашего сообщения в социальную службу за мученицей приехали социальные работники и перевезли ее в пансионат, умыли, переодели, накормили.
Хочется верить, что таких случаев все–таки не так много. Больше сейчас ситуаций, когда одинокие старики просятся в пансионат или родные обращаются в социальную службу за помощью: устроить в социальное учреждение мать, отца, бабушку, так как ухаживать за стариками дома некому...
полезная информация
Строго по записи
Надо обращаться в свою социальную службу
Как мы видим, спрос на места в пансионате есть, а есть ли предложение? Ситуацию с пансионатами для пожилых людей разъясняет руководитель отдела информирования жителей департамента благосостояния Рижской думы Лита Брице:
— В пансионаты Рижского самоуправления мы устраиваем жителей Риги — в первую очередь тех, кто уже не может сам за собой ухаживать. В таком случае житель или его родные должны обратиться в свою социальную службу и написать заявление с просьбой о предоставлении места в пансионате и приложить справку от врача о состоянии здоровья человека...
После этого заявителя навестят социальные работники, которые обследуют условия проживания человека, состояние его здоровья и заполнят специальную анкету: что заявитель может делать сам, а с чем он не справляется.
В первую очередь пансионаты предназначены для жителей, которые по возрасту или состоянию здоровья (1–я и 2–я группы инвалидности, кроме незрячих и лиц с тяжелыми психическими отклонениями) не имеют возможности за собой ухаживать и нуждаются в социальной помощи, если она выходит за рамки того, что может предоставить Рижская дума, а также в случаях, когда люди нуждаются в длительном уходе.
V Центры социальной опеки (пансионаты) Рижского самоуправления:
Mežciems, ул. Малиенас, 3, тел. 67181955;
Gaiļezers, ул. Хипократа, 6, тел.: 67539453б, 67536895;
Stella maris, ул. Бирзес, 54, тел. 67012698.
На домашней страничке департамента размещена информация о пансионатах — Рижской думы и других, места в которых софинансирует РД, куда можно устроить пожилого человека. Здесь же указана и стоимость проживания в день.
Согласно установленному порядку, обитатель пансионата передает на свое содержание 90% своей пенсии, а 10% остается ему на карманные расходы. Если пенсии не хватает – доплачивают родственники или Рижское самоуправление (в зависимости от семейного и материального положения пенсионера).
В среднем в месяц плата за проживание в пансионате составляет от 360 до 640 евро, в зависимости от местонахождения и категории учреждения. За пределами столицы – в Павилосте, Рауне, Талси, например, — проживание может быть дешевле.
В пансионате человек находится на полном содержании: ему обеспечены кроватное место с постельными принадлежностями, трехразовое питание, регулярный медицинский осмотр, услуги социального работника, а также мероприятия досуга. В пансионатах заботятся о том, чтобы их обитатели вели по возможности полноценный образ жизни.
(!) Вместе с тем в Латвии работают специализированные центры социального ухода, где проживают люди с деменцией, также есть места для людей с нарушением двигательных функций, которые передвигаются в коляске.
Если же клиент выбирает пансионат, у которого нет договора с Рижским самоуправлением, то он платит 90% из своей пенсии или иных доходов. Если клиент и его опекун не в состоянии оплатить полную сумму стоимости пребывания в пансионате, то разницу между ценой услуги пансионата общего типа и оплатой за содержание клиента в пансионате может покрыть самоуправление (в определенных случаях). Но речь идет о сумме не более 400 евро в месяц в пансионате общего типа и 640 евро в месяц – в пансионате семейного типа...
телефон
80005055
— бесплатный информационный телефон департамента благосостояния Рижской думы (в рабочее время). По этому номеру можно узнать о том, какие услуги предоставляет Рижская социальная служба, а также нужный адрес территориального социального центра столицы, часы приема и другую информацию...
(!) Подробнее — на домашней страничке департамента благосостояния Рижской думы:
www.ld.riga.lv
Татьяна АНДРИАНОВА