Министерство обороны, завершив самые срочные дела, теперь хочет вовлечь все более широкие слои общества в защиту государства. В школах военная подготовка, как и до сих пор, вероятне
Уже пару лет предпринимаются и попытки восстановить военное обучение в вузах. Накопленный студентами капитал знаний в случае необходимости станет хорошим подспорьем нуждам армии. Однако этот процесс пока буксует.
«В вузах готовят по специальностям, которые сейчас очень необходимы Вооруженным силам — медики, инженеры, а руководители всех видов востребованы. Доучить их немного, дать эту военную основу — и они готовы руководить взводами и ротами,
но эта возможность до сих пор не используется», — заявил De facto командир Национальных вооруженных сил генерал-майор Леонид Калниньш.
Однако планы военных на этом не исчерпываются. У них есть желание в ближайшие 3 года освежить знания примерно 3 тысяч бывших солдат, призвав их в качестве мобилизационного резерва. На последних учения, впрочем, из почти тысячи призванных фактически явились лишь триста. Однако, как только станут доступны дополнительные средства, этот процесс может стать намного масштабнее — призывать станут и тех, кто в армии никогда не был.
«Очень важен второй аспект — у граждан Латвии есть обязательства по отношению к своему государству.
Человек, который не был на [военной] службе — резервист. И ему когда-нибудь придется прибыть для обучения.
Людей, которые раньше служили в армии или Земессардзе, раз в 4 года мы можем призвать (хотя не обязательно всех), чтобы обеспечить их переподготовку», — добавил Калниньш.
Все эти инциативы входят в замысел — укрепить общую систему обороны государства. В нее включены не только армейские структуры: значительную роль играет поддержка со стороны всего общества.
«Заглядывая в будущее —
нам нужно добиваться включения всего общества в целом, через гражданскую оборону, через Земессардзе, вовлекать больше людей, и не только в оборону, но в общем в различные мероприятия,
в оказание поддержки и тому подобного, чтобы люди просто знали, что им следует делать в кризисной ситуации, — пояснил госсекретарь Министерства обороны Янис Гарисонс. — Речь не идет исключительно о военныъ ситуациях, но о случаях, когда пропадает электричество и [подобные] привычные вещи, из-за бури или других происшествий. В таких случаях очень хорошо, если общество уже обучено и знает, что делать».
Здесь опорой могла бы стать система гражданской обороны, находящаяся в ведении МВД. Принятый в прошлом году Закон об управлении гражданской обороной и в случае катастроф предусматривает более точно распределение ответственности: что делается на уровне самоуправлений, а что — на уровне правительства. До конца лета должен быть готов и новый Закон о гражданской обороне.
«В первую очередь — это система управления рисками, [которая устанавливает] ответственность руководителей отраслей и самоуправлений за риски, находящиеся в их компетенции. Мы максимально уменьшили риски самоуправлений — до коммунального хозяйства, рисков, которые не поддаются централизованному контролю, и которые до сих пор находились в двойном управлении: государство осуществляло свой анализ через план обороны, и то же самое должны были делать и самоуправления», — заявил De facto заместитель госсекретаря МВД Димитрий Трофимов.
«У нас есть действующий план гражданской обороны, и антитеррористический план. В Риге прошло собрание, на котором нас с ними познакомили. [Речь идет о ] мобилизации материально-технической базы самоуправлений и людей», — пояснил председатель Олайнской краевой думы Андрис Бергс. Он считает — если сегодня придется что-то делать, он знает, как.
Год назад были принят и правила об обеспечении населения предметами первой необъодимости. Тут главная роль отводится Министерству экономики — в сотрудничестве с самоуправлениями. Бергс, впрочем, признает: здесь ясности нет. Того же мнения придерживается и глава Думы Салдусского края Петерис Дубра.
Правила предусматривали заключение с предпринимателями особых договоров — о готовности в кризисной ситуации поставлять определенные товары. Однако эта инициатива обошлась бы в десятки миллионов евро в год. Таких денег нет, и поэтому никакие договоры с поставщиками не заключаются. Пока что эта система остается теоретической — в ней лишь учитываются необходимые товары и их количество.
Однако, вероятнее всего, у многих латвийцев нет ясности относительно их действий в кризисной ситуации. Остается и вопрос о том, не потеряется ли после очередных выборов освоенное ходе учений по гражданской обороне.
«Вызов в том, что, и с изменением политического цикла, самоуправления должны обеспечивать административную эффективность в контексте тех небольших, концентрированных рисков. Следующих глав муниципалитетов следует соответственно подготовить, чтобы они были полноценными руководителями комиссий по гражданской обороне», — пояснил замгоссекретаря МВД Трофимов.
«Мы со своей стороны на протяжении уже нескольких лет ведем систематическое и планомерное обучение комиссий по гражданской обороне. Результаты разнятся. Но в любом случае процесс направлен на укрепление понимания руководителей о том, что в сферу их ответственности входит не только культура, здравоохранение и образование, но и вопросы безопасности на местах», — добавил он.
Для вовлечения и подготовки общественности Министерство обороны совместно с МВД организует семинары для самоуправлений, а также для учителей и директоров школ. Первый из них состоялся на минувшей неделе.
«Мы уже несколько лет читаем в школах лекции. Объехали несколько десятков школ. Вывод такой:
ученики эту среду, в которой мы живем, понимают, а учителя по большей части довольно-таки дезориентированы»,
— признал госсекретарь Минобороны Янис Гарисонс.
Независимо от намерений военного ведомства, уже в этом году знания по гражданское обороне и действиях в различных кризисных ситуациях планируется включить в школьную программу.
Во что обойдутся новые инициативы, пока неясно — все будет зависеть от отзывчивости общества. Однако гораздо более существенный вопрос — удастся ли создать систему, способную к самоорганизации, чтобы в кризисной ситуации каждый знал, какова его роль.