Крестьяне в Скайсткалнской волости у границы Литвы, так же как и во многих хозяйствах по всей Латвии, серьезно пострадали от засухи. Если обычно с одного гектара можно получить сорок тонн пищевого картофеля, то в этом году будет собрано на 5-10 тонн меньше.
"Клубней меньше, потому что в тот период, когда картошке нужна была влага, была засуха", — рассказал Мартиньш Петерсонс, который выращивает картофель с Скайсткалнской волости.
Торговые сети вынуждены платить крестьянам больше, потому что урожай меньше по всей Европе, но сумма, которую получают фермеры за каждый килограмм, все равно превышает себестоимость ненамного.
"Конечно, сердце сжимается, когда видишь такую большую разницу цен в супермаркетах, зная нашу закупочную цену, потому что расходы однозначно выросли — зарплаты, налоговая политика, электричество вообще стало дороже на 20%. А закупочная цена не изменилась", — говорит фермер.
Цены диктуют перекупщики и торговые сети, а не производители.
"Тут речь не идет ни о качестве, ни о сорте, это никого не интересует. Важно, можешь ли ты отдать подешевле", — указал Петерсонс.
Несколько лет назад в этом хозяйстве картофель выращивали на площади сто гектаров, сейчас на 15 гектаров меньше, потому что более выгодно сеять зерновые, тем более что для их выращивания нужно меньше рабочей силы.
"Никто уже не хочет выполнять такую работу, все уже хотят чего-то попроще, чтобы можно было посидеть в офисе", — признает тракторист Каспарс.
Хозяйство не может найти сезонных рабочих на сбор картофеля, хотя готово платить восемьсот и даже тысячу евро после налогов. Рабочие довольны — если сравнить зарплату с ежедневными выплатами, уже нет смысла ехать работать в Великобританию.
"Думаю, нет, работа есть и здесь, и платят достаточно", — указывает тракторист.
Одна из сложностей в поиске рабочих связана с тем, что работа эта сезонная. Большинство хозяйств не могут обеспечить занятость в зимние месяцы, и люди предпочитают трудиться там, где работа есть весь год.
Ассоциация латвийских производителей картофеля называет еще одну причину недостатка работников — алкоголизм.
"Это однозначно проблема. К сожалению, если человек получает зарплату, ты не знаешь, будет ли кто на следующий день работать на комбайне или на сортировке — и все из-за этой дружбы с бутылкой.
Как правило, одного человека нет на работе пару дней. Такого, чтобы выпадала вся бригада, таких катастрофических ситуаций не создается. Но есть и хорошие работники, с которыми приятно работать каждый день. Такие несомненно есть", — рассказывает глава организации Айга Краукле.
Ее поражает, что работников сложно найти даже тогда, когда в фермерском хозяйстве им бесплатно предоставляется проживание.
Интересно, что проблема нехватки рабочих рук на уборке урожая существовала и в Первой республике в 1930-х. Тогда она решалась гастарбайтерами - сезонными рабочими из польской Белоруссии, благо граница с Речью Посполитой проходила тогда аккурат на юге Латгалии.
Однако сегодня идея завезти гастарбайтеров из Польши могла бы прийти в голову только сумасшедшему. В Польше уровень жизни явно повыше будет.