«Десятки тысяч людей, включая стариков и детей, были вынуждены покинуть свои дома и провести долгий путь в Сибирь в вагонах для перевозки скота. Многие погибли. Некоторые вернулись, и со сломанными судьбами. Последовали новые депортации. Почти у каждой семьи в Эстонии, Латвии и Литве есть что рассказать об этом.
Сегодня мы можем почтить память жертв минутой молчания. Но мы не можем только молчать. Такие события, как депортация 14 июня, произошли не просто так. Это случилось потому, что два порочных режима — нацистская Германия и Советский коммунистический режим — заключили секретный договор о разделе Европы. Невзирая на суверенитет, права человека и верховенство закона, эти два режима причинили невыразимые страдания и горе. Последствия советской оккупации ощущаются и сегодня, спустя 30 лет после восстановления независимости.
Вот почему Эстония, Латвия и Литва ценят свою независимость, свободу и демократию. Вот почему мы являемся приверженными членами Европейского союза и НАТО. Вот почему мы дорожим нашими трансатлантическими связями. Вот почему нас беспокоит глобальное распространение дезинформации и ложных нарративов об истории Европы, нарушении Россией границ Украины и Грузии. Сегодня июньские депортации напоминают нам — как сказал покойный конгрессмен Том Лантос: «Слой цивилизации тонок как бумага. Мы его хранители и всегда будем помнить об этом».
По данным Государственного архива Латвии, в результате депортаций 14 июня 1941 года Латвия потеряла не менее 15 425 жителей — латышей, евреев, русских, поляков, в том числе 3751 ребенка в возрасте до 16 лет.
Со станции Торнякалнс 14 июня 1941 года в Сибирь из Риги и ближайших окрестностей были вывезены тысячи семей, и только немногим из них через многие годы посчастливилось вернуться домой. В честь депортированных на станции установлены памятный камень и товарный вагон, который служит наглядным свидетельством одной из самых мрачных страниц в истории Латвии.
В мае-июне 1941 года волна депортаций, осуществлявшихся в административном порядке, без суда и следствия, прошла по всем «новым» советским территориям — Молдавии, Западным Украине и Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии. В общей сложности было репрессировано не менее 250 тысяч человек, в числе которых были не только люди, объявленные НКВД «антисоветским» (например, политические и общественные деятели независимых стран Балтии) или «асоциальным» элементом (бывшие уголовники и проститутки), но и члены их семей, в том числе дети. Из Латвии в ходе «спецоперации», проведенной 14 июня, в отдаленные районы СССР и лагеря было вывезено свыше 15 тысяч человек. В пути, местах заключения и расселения погибли около трети репрессированных.
По данным российского правозащитного общества «Мемориал», члены семей направлялись на поселение сроком 20 лет в Казахскую ССР, Коми АССР, Алтайский и Красноярский края, Кировскую, Омскую и Новосибирскую области в качестве ссыльнопоселенцев, тогда как главы семей — в лагеря военнопленных НКВД СССР. Объявленные уголовниками сразу поступали в лесные «трудовые» лагеря системы ГУЛАГ. Общим для всех категорий высылаемых являлось то, что к моменту депортации никто из них не был даже формально осужден.
По данным «Мемориала», исследователи которого работали в первую очередь с российскими архивами, из Латвии было отправлено в общей сложности 19 эшелонов, причем первый из них — еще 13 июня со станции Даугавпилс, а последний — 21 июня. Общее число высланных в этих составах, указывает «Мемориал», составляет 16 924 человека, что превышает официальные латвийские данные. Однако, поскольку эшелоны переформировывались в пути, часть депортируемых могла оказаться приписанной к нескольким составам.