Соседи позаботятся?
Читательница Мария ОЗОЛА живет в столице в хозяйском доме на улице Дзирнаву. Она написала, что после войны ее родители приехали в Ригу из Лудзы и получили комнату в коммунальной квартире. Здесь жили четыре семьи.
- В 1994 году появился хозяин, вернее, управляющий, и всех стали выживать. Родители к тому времени уже умерли, я жила в комнате одна и решила, что не буду съезжать, пока мне не предоставят другую квартиру или какое-то жилье. Почти все жильцы постепенно съехали, осталось буквально несколько человек, которых управляющий переселил в две квартиры на четвертом этаже...
Мария рассказала, что с ней в квартире живут еще старушка старше нее и одинокий пожилой мужчина. Живут мирно, помогают друг другу. Такой пансионат для престарелых в миниатюре, шутит читательница.
- Все мы стоим на очереди в Рижской думе, ждем квартир. Троим из нашего дома уже дали жилье. Двое не дождались – умерли. Хорошо, что у них дети и внуки были - похоронили...
В связи с этим читательница просит рассказать: как быть, если кто-то из одиноких соседей умрет? В наше тревожное время надо быть ко всему готовым.
Другие читатели рассказывают, что «пропадают» одинокие люди.
- Гулял с собакой в парке и часто видел старичка с маленькой собачкой. Мы здоровались, разговаривали.
Старичок рассказал, что его сын давно уехал, куда - не знает, связи нет. Значит, одинокий. А тут уже вторую неделю не вижу. Кто-то рассказал, что старичок умер. Кто его хоронил и как?
Другие читатели волнуются за свою соседку по лестничной клетке. Старушке 88 лет, живет в неприватизированной квартире – так что охотников до наследства нет. И родных тоже не имеется: как она рассказывала, был сын, но погиб еще в 1970-е годы, и муж умер рано. А сама она с Украины, приехала сюда в 1960-х, после техникума, по распределению, вышла замуж. Сейчас соседка слегла, к ней приходит семейный врач.
- Мы спросили: как там наша Катя? А врач сказала, что старость не лечится...
Добросердечные соседки говорят, что похоронить Катю за свои пенсии они не смогут, а вот на кладбище ходили бы, убирали могилку.
Итак, кто будет хоронить старичка или старушку? Вопрос не такой уж необычный. Одиноких пожилых людей сейчас достаточно: у кого-то семейная жизнь не сложилась, у других дети-внуки покинули Латвию и не всегда готовы ехать обратно, даже для того, чтобы хоронить родственников.
По информации департамента жилья и среды Рижской думы, в первую очередь о кончине надо сообщить в Государственную полицию:
- Если смерть человека констатировали не представители домоуправления, обслуживающего этот жилой дом, и не близкие люди, то обнаружившим факт кончины следует сообщить о происшедшем в Государственную полицию. Сотрудники службы организуют доставку умершего в Государственное бюро судебной экспертизы, чтобы произвести экспертизу и констатировать, что покойный умер естественной или насильственной смертью...
Далее тем, кто берет на себя организацию похорон, можно обратиться за помощью в Госагентство социального страхования (VSAA) и социальную службу самоуправления за пособием на похороны. В противном случае похоронами займется самоуправление.
Сожгут и пепел развеют?
Все больше у нас людей, живущих параллельно обществу: бродяг, пьяниц, обитающих в ночлежках, садовых домиках, развалинах... Жители, которые не сталкивались с этой процедурой, убеждены, что неопознанных, так сказать, безродных людей хоронят в одной общей могиле.
Около центрального вокзала и рынка нередко можно увидеть машину «скорой помощи». Часто приезжают оказать первую помощь местным бомжам или уже констатировать смерть. Вот и сейчас на тротуаре лежал мужчина в грязной одежде с синим лицом, с запекшейся кровью вокруг рта. Пока медики в масках и перчатках осматривали беднягу, вокруг уже обсуждали его дальнейший путь:
- Сейчас приедет полиция и его отвезут в крематорий, а потом пепел выгребут и выбросят вон...
- Нет, их свозят на кладбище за городом и хоронят в большой яме - всех, кто умер на улице или в подвале...
Оказалось, что не правы «осведомленные» жители. В управлении кладбищ Рижского самоуправления отметили, что каждый человек, даже бездомный и безымянный, заслуживает того, чтобы его достойно проводили в последний путь. В столице это делает самоуправление:
- Тело умершего на административной территории Риги человека, если оно признано невостребованным, кремируется. Если смерть носила криминальный характер, тело хоронят в гробу, чтобы в случае необходимости произвести эксгумацию - в соответствии с правилами Кабинета министров № 600 от 20 июня 2010 года...
Управление кладбищ департамента жилья и среды РД при сотрудничестве с компанией ритуальных услуг организует похороны невостребованных покойников. Для этого на открытом для захоронений кладбище выделен сектор для погребения невостребованных покойных.
После кремации прах помещают в капсулу. В одном месте на кладбище хоронят 50 капсул.
Обустройство мест захоронения в этих случаях (установка памятных знаков, планирование могил) обеспечивает организация, выигравшая в конкурсе закупок, с финансированием самоуправления.
...Кто бывал на рижском Яунциемском кладбище, может быть, обратил внимание на могилы без крестов, без надгробий. Одинаковые холмики, которые отличаются друг от друга только табличками с порядковыми номерами. Здесь нашли место упокоения люди, чьи имена и фамилии установить не удалось.
Здесь же похоронены те, кого было некому проводить в последний путь, или чье тело не было востребовано родными, или если родные не смогли организовать похороны...
(!) Больше информации – у департамента жилья и среды Рижской думы
Подготовила Татьяна АНДРИАНОВА