Отправной точкой этого уголовного дела, о котором рассказывает бывший следователь Виктор, стало заявление Николая П. об исчезновении его жены Натальи. Спустя неделю труп женщины был обнаружен в лесном массиве вблизи станции Меллужи. Причиной смерти стал удар ножом в спину. Орудие преступление — самодельный нож–финка — было найдено неподалеку, но без отпечатков пальцев. Как затем выяснилось, женщина лишилась жизни из–за того, что чересчур рьяно решилась покопаться в семейных тайнах своего супруга.
Исполнитель преступления
Расследование шло своим чередом. По словам Виктора, он делал все, что положено в таких случаях. Разыскивались и допрашивались свидетели, сопоставлялись их показания. Истина еще не была найдена, но следствие уверенно прокладывало к ней дорогу. Лишний раз подтверждалась старая истина, хорошо известная всем криминалистам: как бы ни был предусмотрителен преступник, он всегда оставляет следы.
Один из свидетелей довольно подробно описал внешность мужчины, который сопровождал Наталью в Юрмалу, где она собиралась снимать дачу на лето. Судя по тому, как она с ним держалась, это был ее хороший знакомый. Она называла его Сережей. Но кто же этот Сережа?
Следователь допрашивал дочь убитой. Оказалось, что у них есть дальний родственник Сергей, который живет в Москве и периодически приезжает в Латвию погостить. У него под правой бровью имеется родинка величиной с двухкопеечную монету. Координаты родственника выяснили. В результате Сергеем Луневым занялся Московский уголовный розыск. Удалось установить, что непосредственно перед убийством Натальи он взял отпуск. Правда, жена Лунева утверждала, что он никуда не уезжал, но это опровергалось показаниями соседей. К первоначальным уликам добавлялись новые. При обыске в квартире подозреваемого нашли пудреницу женщины. После недолгого запирательства Лунев признался в преступлении и начал давать показания. Выдумать такое было невозможно. Следователь проверил каждое слово задержанного. Да, тот не лгал.
Неожиданные обстоятельства
На следующий день после возвращения из Москвы следователь позвонил Николаю П. Около пяти часов дня "волга" вызванного на беседу остановилась возле здания прокуратуры. "Присаживайтесь, — предложил Виктор. — Разговор у нас будет долгий". "Чем я могу быть полезен?" — поинтересовался тот. Виктор не торопился с ответом. Сидя против этого пожилого элегантного человека в хорошо сшитом костюме, он невольно вспомнил сцену в лесу, когда Николай стоял над трупом жены и по щекам его катились слезы. Что он в те минуту испытывал? Искреннюю скорбь? Или это было притворство?
— Вы меня вызвали в связи с убийством моей жены? — поинтересовался допрашиваемый.
— Да, но нам придется вспомнить и более давние события, о которых вы предпочитаете не упоминать в своей официальной биографии. Дело в том, что неделю назад в Москве был арестован ваш брат.
Мужчина изобразил на лице крайнее удивление, заявив, что у него нет никакого брата.
— У Николая Сереброва нет, а у Петра Лунева есть, — ответил следователь. Он достал из ящика письменного стола пожелтевшую фотографию молодого человека в кепке и протянул ее "Сереброву". — Знакомое лицо, не правда ли? Таким вы были тридцать два года назад. Эту реликвию вашей молодости я обнаружил в архиве Московского уголовного розыска. Разве вы не понимаете, что показания брата вас полностью изобличают?
Наступила долгая пауза. Наконец, Серебров–Лунев спросил:
— Я могу ознакомиться с этими показаниями?
Получив утвердительный ответ он долго читал текст протокола допроса. После чего вытер носовым платком потные ладони. После долгого раздумья выдавил из себя признание: "Он рассказал всю правду", — и начал свой рассказ о событиях далекого прошлого.
Двойная жизнь
В конце тридцать третьего года Петр Лунев вступил в банду Лаптя. Жизненная неустроенность, стечение обстоятельств, соблазн красивой жизни, водка, кокаин были мотивами этого поступка. Банда просуществовала всего лишь несколько месяцев, но сумела совершить семнадцать налетов. Брат тоже участвовал в этом деле, но занимался лишь сбытом краденого. Приблизительно в феврале 1934 года после ограбления квартиры на Нижегородской улице Лапоть погиб в перестрелке с работниками уголовного розыска. Активные члены банды были арестованы и понесли наказание. Однако нашему герою удалось бежать на юг. Он оказался в Керчи, где знающие люди посоветовали ему сменить фамилию. Он воспользовался паспортом Сереброва, уроженца Московской области, которого он хладнокровно убил и чей труп закопал.
После этого грабитель и убийца решил покончить с прошлым. В 1939 году он окончил Днепропетровский сварочный техникум. Затем был прорабом, начальником участка, главным инженером различных строек, управляющим трестом. Уже после войны по направлению он оказался в Латвии. Но дела минувших дней его не отпускали. Уже пожилой уважаемый человек боялся встретить свидетелей давно минувших событий. Так он и жил. Внешне это был энергичный, хорошо знающий свое дело руководитель, примерный семьянин. Но непреодолимый страх разоблачения исподволь подтачивал его душу.
Устранить невольного свидетеля
Свое прошлое он скрывал ото всех, в том числе и от жены, с которой прожил двадцать лет. Но однажды она случайно узнала правду. Дело в том, что тот разыскал через адресный стол своего единственного брата Сергея, с которым не виделся более тридцати лет. Родственника пригласили в Ригу. Встретились, вспомнили юность. И случилось непредвиденное: Сергей спьяну все рассказал жене Николая. И она стала настаивать о явке с повинной. Начались семейные скандалы, в ходе которых супруга все чаще угрожала мужу, что отправится в милицию и сообщит обо всех преступлениях.
В конце концов Серебров понял, что рано или поздно она осуществит свою угрозу. Во время очередной командировки в Москву Николай рассказал своему брату о сложившейся ситуации. Сознавая свою вину, тот пообещал, что Наталью берет на себя. Совместно был разработан план ее устранения. Сергей прибыл инкогнито. Наталья в тот день собиралась отправиться в Юрмалу, чтобы снять дачу на лето. Брат вызвался ее сопровождать. Вечером Николай встретил Сергея в условленном месте и тот сообщил, что женщины больше нет. Утром он улетел в Москву.
Допрос окончен. Следователь откладывает авторучку.
— Последний вопрос, — говорит он. — Вы несколько раз упоминали о страхе, который преследовал вас всю жизнь. Но это не помешало вам проконсультироваться у адвоката относительно срока давности уголовного преследования. Он объяснил, что "вашему знакомому" судебная ответственность уже не угрожает. И тем не менее вы пошли на убийство жены. Чего же вы опасались — потери должности? Не слишком ли дешевая цена жизни человека, с которым вы прожили двадцать лет?
Однако ответа на эти вопросы Виктор так и не дождался. В итоге по приговору суда Сергей как исполнитель преступления был приговорен к двенадцати годам лишения свободы, а его брат Николай как заказчик получил четырнадцать лет колонии усиленного режима.
21 мая 2015. №20