О Девике Евсиковой многие в Латвии, России и даже на далеком Памире узнали благодаря группе Baraka - ну очень экзотической, в творчестве которой совмещаются и современный джаз, и восточная этническая музыка.
Сейчас Девика учится на первом курсе магистратуры Латвийской музыкальной академии им. Язепа Витолса по классу оперного вокала. И на фоне «латвийской оперы» она выделяется весьма значительно, ведь поет Девика не только на итальянском, французском, португальском, немецком, английском, норвежском, латышском, русском, но еще, например, на разных архаичных формах фарси (из него позже сформировался персидский), у которых даже письменности нет...
Девику Евсикову многие в Латвии называют удивительной девушкой - совершенно необычной для «здешнего климата». А тайна начинается уже с ее имени. Много ли в нашей стране живет девушек по имени Девика? Полагаю, она одна такая. За это Девика должна благодарить своего папу. Дмитрий Евсиков - знаменитый перкуссионист, играющий на экзотических музыкальных инструментах, - всегда был поклонником всего восточного: культуры, традиций, да вообще философского уклада жизни.
И было бы странно, если бы он назвал дочь, скажем, Леной или Олей. Дмитрий всегда любил творчество одного из самых известных индийских поэтов Рабиндраната Тагора, у которого была внучатая племянница Девика Рани, ставшая женой Святослава Рериха. Дмитрию очень имя Девика понравилось - так и назвал дочь.
Музыка, любовь моя
И, понятно, было бы странно, если бы Девика не пошла по стопам отца - в мир музыки. Любовь к музыке передалась Девике, скорее всего, на генетическом уровне - с «восточной кровью» отца. Вначале девочка дома слушала, как папа играет, потом ходила с ним на репетиции, на концерты и даже ездила на гастроли.
Девика быстро приобщилась к творчеству и сцене: в три годика пошла заниматься танцами, а когда ее папа давал концерты - играл на экзотических восточных барабанах, - иногда выступала вместе с ним. И логично, что Девика начала уговаривать родителей отдать ее в музыкальную школу.
Мама привела ее в детскую музыкальную школу «Каданс», где записала в класс вокала к Людмиле Мороз. И уже лет в одиннадцать Девика четко определилась со своим музыкальным будущим: «После школы хочу поступить в консерваторию!» Этим она и своих сверстников удивила, и порадовала преподавательницу Людмилу Викторовну, с которой, кстати, продолжала заниматься вокалом и после успешного окончания школы «Каданс». К тому времени Девика получила уже немало наград в самых разных латвийских и международных конкурсах - и после «Каданса» поступила в музыкальное училище «Ридзене».
Там одним из ее преподавателей стал хороший друг Дмитрия - известный латвийский бас-гитарист Зигмунд Жуковский, который, к слову, тоже играет в группе Baraka... В училище Девика приобщилась к миру джаза, постепенно стала осваивать игру на бас-гитаре.
Забегая вперед, скажем, что спустя годы Девика освоила игру не только на басу, но и на одном из сложнейших инструментов - стик-бас: разновидность электрогитары, созданной в 1970-е специально для виртуоза Тони Левина из культовых групп King Crimson и Pink Floyd. Внешне стик-бас выглядит как сильно удлиненный гриф электрогитары с 12 струнами. На стике можно играть одновременно партию баса, аккорды и мелодию. В этом отношении по звуковому диапазону стик сравнивают даже с клавишными инструментами. К слову, Девика отлично играет и на пианино.
Снегурочка и куклы
И вот результат: знаменитая консерватория имени Язепа Витолса - вернее, теперь уже первый курс магистратуры Латвийской музыкальной академии. Если обычно Девику многие привыкли слышать на концертах Baraka, где она поет в том числе на фарси (об этом мы еще расскажем!), то здесь она была в необычной для большинства роли - исполняла арию Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова.
Девика рассказывает «Субботе»:
- В обычных академиях студенты должны писать дипломные работы, а мы поем. Весной я как раз оканчивала бакалавриат и решила исполнить фрагмент из оперы «Снегурочка», причем в сопровождении оркестра, которым дирижировал другой выпускник - Артур Гайлис. Мы с ним вместе ходили много лет в оперную студию «Фигаро» при консерватории и теперь решили вдвоем сдавать экзамены: он как дирижер, я как вокалистка.
Под руководством наших педагогов Анджелы Гобы, Виестура Гайлиса и Светы Станкевич из фрагментов оперы «Снегурочка» получился захватывающий спектакль, где мы исполняли свои партии... через куклы. Все выпускники, кроме меня, были в черном (я, Снегурочка, - в белом) и стояли на сцене, а на наших руках - куклы, которые изготовила прекрасный мастер Виктория Косенко (тетя одной девушки, тоже принимавшей участие в постановке).
На выпускном экзамене в комиссии был знаменитый руководитель Музея театра Янис Силиньш. Его тронула задумка режиссера и актрисы Латвийского Национального театра Инары Слуцкой - раскрыть каждого персонажа оперы, используя куклы. И в итоге мы не только сдали экзамен (и стали бакалаврами), но еще и получили предложение в октябре снова выступить с этим оперно-кукольным спектаклем в Доме театра Zirgu Pasts.
Необычная «Снегурочка» очень понравилась всем гостям ежегодного фестиваля "Осень патриарха". Зрители рассказывали, что словно увлекательный фильм посмотрели, где и голоса прекрасные звучат, и драматургия на высоте...
К слову, у Девики до этого уже много раз была опера в жизни. Учащиеся оперного класса и студии «Фигаро» регулярно делали постановки в музыкальной академии - например, для детей: «Мальчик-с-пальчик» Яниса Мединьша и «Ежовую шубку» Адольфа Скулте. Выступали и за пределами академии - например в парке Тервете, куда детки с родителями специально приезжали посмотреть и послушать.
Опера нравится всем - кроме соседей
Отец Девики Дмитрий говорит о воспитании музыкальной дочери:
- Любовь к джазу и этнической музыке Девике передалась от меня. В доме ведь постоянно что-то эдакое звучит. Но вот опера - это уже явно не по моей части. За классическую музыку у нас в семье отвечает мама Девики. С самого детства она приобщала дочку к опере, стараясь не пропустить ни одной премьеры в нашем оперном театре...
Хотя пела Девика дома всегда - пока еще совсем маленькой была. Девика даже шутит, что за это ей особенно «благодарны» соседи, которые частенько во время такого вот «оперного концерта» начинали стучать по батареям:
- Я их понимаю. Сочувствую! Когда вокалисту надо распеться, это на самом деле громко. А вы никогда не были в коридорах академии? Загляните ради интереса! Там разные музыканты могут брать ключи от отдельных комнаток, в каждой из которых кто-то поет, за стеной - играет на пианино, за другой - на трубе, и так далее.
Вначале возникает ощущение, что в ТАКОЙ обстановке заниматься совершенно невозможно. А случайный гость и вовсе сойти с ума может. Но музыканты со временем привыкают слушать только себя, а не то, что за стенами. В такой комнатке, в отличие от дома, можно петь хоть до вечера - и никто по батареям и в стены колотить не станет, - улыбается Девика.
Удивительно то, что классическая опера пришла в жизнь Девики фактически одновременно с тем, как девушка начала насквозь пропитываться этнической музыкой и, по идее, должна была идти совсем другим путем...
Благословение далёких гор
И то, как Девика вдруг стала петь на фарси, тоже необычная история. Началась она с Сергея Завьялова, питерского этнографа, исследователя музыкальных традиций Средней Азии, писателя, путешественника и лучшего друга Дмитрия Евсикова. Дмитрий говорит, что Сергей открыл для них мир таджикской музыки, познакомил с творчеством группы «Шамс» (в переводе с фарси - «Солнце»), Наргис Бандишоевой, Олега Фезова, группы «Само» и многих других, которые являются лучшими артистами эстрады Таджикистана. Латвийцы полюбили их песни всей душой, мечтали их исполнять и начали задумываться о записи альбома.
Девика говорит:
- Но главный, с кого все действительно у нас началось, - Муборакшо Мирзошоев. Его сейчас уже нет в этом мире... Он написал много текстов и композиций для группы «Шамс». Например, один из альбомов Baraka - это посвящение ему: «Посвящение Муборакшо» - "Tribute to Muboraksho", где звучат и композиции Олега Фезова. И ведь отец лично никогда не был знаком с Муборакшо, хотя давно общается с людьми, которые с ним дружили и занимались совместным творчеством.
Когда возникла идея записи того альбома, стало ясно, что надо петь именно на фарси. На каком же еще языке?! А ведь я этот язык никогда не учила. Мы с отцом связались с другом-памирцем Саидом Ошурбековым, который прислал тексты песен и сделал их русскую транскрипцию, чтобы понятно было. Саид объяснял, как и где ударения ставить, какие интонации в голосе должны быть, как правильно звуки произносятся и многое другое.
Когда я увидела эту транскрипцию, то... Можете себе представить, КАК все это выглядело, ведь язык не просто сложный - в нем нет ничего общего с русским! И одно дело разговорный язык, а другое письменный: на Памире сейчас пишут и кириллицей, и вязью. Но мы-то для аутентичности хотели, чтобы в песнях звучали тексты, написанные еще... в XI веке...
Девика, которая и ранее слышала памирские записи этнической музыки и пение на фарси, отступать не стала. Она старалась для записи исполнять песни так, чтобы это звучало максимально правильно. У девушки-то со слухом все в порядке. И в итоге все удалось настолько, что памирцы, послушав запись, были искренне убеждены: Девика из далекой Латвии свободно говорит на их языке.
Когда после этого Девика с Baraka была в Питере на гастролях, представители таджикской диаспоры убеждали всех в том, что необходимо посетить солнечный Таджикистан, чтобы получить благословение гор. А после выхода публикации о Девике в одной рижской газете интернет-версия ее интервью попала на заглавную страницу ленты азиатских новостей. Таджикистан становился все ближе и ближе...
В 2013 и 2017 годах группа Baraka дала концерты и в Душанбе, и в Хороге - и популярность Девики в Таджикистане уверенно росла.
Но Девика девушка скромная, у себя на родине она живет как самая обычная студентка, спокойно учится в консерватории, где о том, что она поет на фарси, знают совсем немногие...
Оперные полиглоты
- Архаичные формы фарси многоуровневые, и тексты почти всегда сакральные. Текст песни может быть на первый взгляд очень простым. Однако за этой простотой может скрываться глубокий смысл. Не случайно этот язык самый распространенный у суфийских поэтов. А там ведь все непросто. Например, суфии говорят о вине, а подразумевают мудрость, ну и так далее. Многие люди, которые теперь на Памире говорят на фарси, далеко не всегда могут объяснить нам, европейцам, глубину старинных текстов, звучащих в песнях, - замечает Девика.
Да, в консерватории, узнав, как Девика пела на самых древних диалектных формах фарси, толком не зная языка, сильно удивлялись. В консерватории-то все иначе. Вы не знаете? Как говорится, удивляемся дальше. Наверное, сложно представить, но оперные певцы, когда исполняют арию на том или ином языке, не просто понимают, о чем там идет речь, но, как правило, говорят на этом самом языке. Такие вот оперные полиглоты.
- Тут у нас все серьезно. Учителя нам всегда говорят: перед тем как петь, надо научиться понимать, о чем это. Именно для этого мы изучаем иностранные языки. К примеру, чтобы понимать оперы на итальянском, я три года в консерватории учила этот язык. И я буквально над каждым иностранным словом в тетради пишу русский перевод.
Похожая история была и с музыкальными произведениями на французском, на норвежском, на иврите и на немецком, а скоро я буду петь еще и на португальском языке. А о русском, латышском или английском можно не говорить - это уже само собой разумеющееся, - перечисляет Девика.
Честно скажу, ТАКОЕ непросто представить даже выпускнику филологического факультета. И уж точно мало задумывался о таких лингвистических нюансах оперы ее рядовой слушатель. Так что, уважаемые читатели, когда в следующий раз включите телевизор с оперным концертом или пойдете на живое выступление, постарайтесь представить, КТО перед вами. Словом, по сравнению с оперными исполнителями филологи нервно курят в сторонке...
Хотя то, что Девика поет чуть ли не на десяти языках, причем понимая их, иначе как мистикой не назовешь. Даже ее консерваторские учителя диву даются. Уж явно тут не обошлось без вмешательства загадочных тайных сил с Памира. И оно оказалось только на пользу!
Антон ГУСЕВ.