"На данный момент уровень замещения — около 40% (то есть, 400 евро пенсия после 1000-евровой зарплаты). Это в среднем, это средняя температура по больнице: кто-то получит больше, кто-то меньше. Но что мы показывали в своем исследовании — это что этот уровень замещения в долгосрочной перспективе будет падать. Для людей моего возраста, моложе 40 лет, которые будут выходить на пенсию через 25 лет, уровень замещения будет чуть выше 20%. Я хочу подчеркнуть: это средний показатель, который учитывает и тех, кто платит налоги официально, и те, кто платят не со всего своего дохода. Но в любом случае тренд будет негативный. Это действительно проблема, и потому Банк Латвии пытался ее поднять. В долгосрочной перспективе все-таки понадобятся какие-то меры», - заявил экономист Банка Латвии Олег Ткачев.
Речь идет о проведенном в 2019-м исследовании перспектив латвийской пенсионной системы. Со снижением численности населения и, следовательно, сокращением числа занятых в стране, пенсионный капитал будет расти медленнее, чем средняя заработная плата. Из чего авторы, Олег Ткачев и Гунтис Калниньш, делают вывод: со временем разница в уровне жизни работающего человека и его же, когда он выходит на пенсию, еще больше увеличится, поскольку к 2040-му тот самый средний по стране коэффициент замещения упадет с нынешних 40% примерно до 24-25% с учетом второго пенсионного уровня.
Иными словами, если сейчас при средней брутто-зарплате около 1 110 евро пенсия у ее только что ушедшего на покой получателя составит около 440 евро, то лет через 25 при средней зарплате в 2 000 евро средняя пенсия может достичь каких-нибудь 500 евро. «Наши подсчеты учитывали оба уровня. Третьего уровня (частного пенсионного уровня, — прим. Ред) здесь нет, — уточнил О. Ткачев. — Наверное, в силу уровня достатка он может быть не всем доступен, но достатка. Но в любом случае третий уровень и дополнительные накопления — это то, что действительно помогло бы будущим пенсионерам повысить их доход при выходе на покой».
Зачем платить налоги
Впрочем, на достаток будущих пенсионеров может повлиять и то, работают они сегодня в «светлом» или «теневом» секторе экономики. Глава Латвийской федерации пенсионеров Айя Барча напомнила, что в 2025-м пенсионный возраст достигнет 65 лет (в этом году — 64 года), а официальный стаж — 20 лет вместо нынешних 15.
«У нас сегодня довольно много людей, которые не могут доказать 15 лет трудового стажа, за которые платились налоги. Поэтому мы должны обратить на это внимание молодых, чтобы они поняли: платить налоги необходимо, чтобы, когда наступит их пенсионный возраст, они могли доказать свой официальный стаж и получить пенсию», — сказала гостья «Открытого вопроса».
Вроде бы ответом на вопрос, как заработать побольше к пенсии (или уже на пенсии) могло бы стать продление трудовой жизни человека — через еще большее повышение пенсионного возраста или по собственному почину. Но, отмечает А. Барча, даже если здоровье позволяет, людям старше 55-60 лет сейчас очень трудно найти подходящую работу. И потому, по ее мнению, прежде чем говорить о том, как людей подольше оставить на рынке труда, надо привести в порядок систему здравоохранения (чтобы люди попадали к специалистам без долгого ожидания), сам рынок труда и систему образования.
«Сейчас надо заботиться о том, чтобы люди в возрасте более 65 и даже 55 лет могли переквалифицироваться, чтобы они могли найти работу. Надо смотреть в сторону экономики»,
— сказала она.
Олег Ткачев с ней согласен: сейчас рынок труда не вполне готов к вовлечению людей постарше. Но это временно, считает он. «Наше общество стареет, с каждым годом средний возраст жителя Латвии становится выше. И это значит, что в будущем рекрутинговые компании будут вынуждены брать людей более старшего возраста".
Специалист по вопросам пенсионной системы и член правления банка Baltic International Bank Эдгар Вольский тоже считает, что в целом трудовая жизнь людей, видимо, будет более долгой, потому что продолжительность жизни росла и будет расти и впредь. «Вопрос о том, будут ли люди способны работать после достижения определенного возраста, он не только о здравоохранении. Тут надо смотреть более широко — на социально-экономическую поддержку, на то, какие есть возможности сохранить трудоспособность, на то, какие программы для этого доступны, какие навыки в их рамках могут получить люди, как они могут переквалифицироваться, получить новые знания, навыки, чтобы находиться на рынке труда. [...]
Так что надо смотреть, насколько государство готово поддержать желание работать — это раз. Второй момент: какие дополнительные льготы с точки зрения налогообложения для таких людей государство готово предоставить, чтобы они не оставались в серой зоне экономики и могли платить налоги, но на льготных условиях? То есть людям надо дать возможность», — сказал собеседник Латвийского радио 4.